Вопросы, связанные с основаниями, порядком и последствиями реабилитации жертв политических репрессий урегулированы Федеральным законом РФ от 18.10.1991 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон).
В соответствии с названным Законом органы прокуратуры обладают полномочиями по реабилитации граждан, в рамках которых с привлечением органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации.
По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителям.
Статьей 3 Закона определены категории лиц, подлежащих реабилитации.
Это лица, которые по политическим мотивам были:
а) осуждены за государственные и некоторые иные преступления;
б) подвергнуты уголовной репрессии по решениям органов ВЧК-ГПУ-
ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД и их коллегий, комиссий, "особых совещаний",
"троек", "двоек" и иных несудебных органов, а также прокуратуры;
в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке,
направлению на спецпоселение и другим ограничениям прав и свобод;
г) помещены в психиатрическое учреждение при отсутствии к тому
оснований;
д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела в
отношении них прекращены по нереабилитирующим основаниям;
е) признаны социально-опасными по политическим мотивам и
подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и
внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении
конкретного преступления.
По вопросу об условиях реабилитации в отношении детей и внуков лиц, необоснованно подвергнутых репрессиям по политическим мотивам, в законе указано, что подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
1) дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим
мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения
свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
2) дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения
родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по
политическим мотивам (статья 1.1 Закона).
Действие вышеуказанного закона не распространяется на внуков и последующие поколения репрессированных лиц.
Статьей 2.1 Закона установлено, что пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруг (супруга), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.
Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями.
Заявления о реабилитации подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии.
В случае обращения по вопросу реабилитации детей, родители которых были необоснованно репрессированы по политическим мотивам, к заявлению о реабилитации должны быть приложены заверенные (необязательно нотариально) документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным родственником (свидетельство о рождении), паспорт, свидетельство о заключении брака в случае перемены фамилии (по количеству заключенных браков).
При отсутствии названных документов факт наличия родственных отношений может быть установлен в судебном порядке путем обращения в суд по месту жительства. В таком случае к заявлению должна быть приложена заверенная копия решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу.
При направлении в прокуратуру подлинников указанных документов, приложенных к заявлению, они возвращаются заявителю вместе с ответом о результатах рассмотрения обращения.
Реабилитация производится на основе изучения уголовных дел и иных материалов.
При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры составляют заключение об отказе в реабилитации в отношении лиц, которые по политическим мотивам были необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям (п."д" статьи 3 Закона).
При отсутствии оснований для реабилитации по делам в отношении лиц, указанных в пунктах "а", "б", "г" и "е" статьи 3 Закона, органы прокуратуры в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют указанные дела с заключениями в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона.
Решения по делам, направленным в суд с отрицательным заключением прокурора о реабилитации лиц, указанных в пунктах "а", "б", "г" и "е" статьи 3 Закона, принимаются:
а) на осужденных - судами, которыми выносились последние судебные
решения. Дела, по которым приговоры, определения, постановления были
вынесены упраздненными или расформированными судами, а также
военными трибуналами в отношении гражданских лиц, передаются на
рассмотрение тех судов, к подсудности которых эти дела отнесены по
действующему законодательству. Территориальная подсудность дела
определяется по месту вынесения последнего судебного решения;
б) подвергнутых внесудебным репрессиям: в отношении гражданских
лиц - Верховными Судами автономных республик, областными, краевыми
судами, судами автономных областей, автономных округов, а в отношении
военнослужащих - военными трибуналами округов и флотов, на территории
которых действовали соответствующие несудебные органы.
В результате рассмотрения дела суд признает лицо не подлежащим реабилитации либо признает, что лицо репрессировано необоснованно, отменяет состоявшееся решение и дело в отношении него прекращает. Суд может также внести изменения в ранее состоявшееся решение.
В отношении лица, признанного судом не подлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его необоснованно репрессированным - справка о реабилитации. Определение (постановление) суда может быть обжаловано в вышестоящий суд по заявлению заинтересованных лиц или общественных организаций.