Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Еженедельная Саяногорская городская газета

655603, Республика Хакасия, Саяногорск, Заводской м-он, д. 31
телефон: +7 (39042) 6-09-10
e-mail: sayanskie@gmail.com

Хакасия наша - наша судьба

Хакасия наша - наша судьба

К 100-летию самоопределения коренных жителей республики в городском краеведческом музее открылись сразу две выставки: "Традиции и быт хакасского народа" и "Мы - хакасы"

Обычно гости музейных площадок любуются картинами и фотоработами, рассматривают артефакты и горные породы… В этот же раз сотрудники музея предлагают войти в хакасскую юрту и открыть для себя мир в миниатюре. Включается фантазия, и вы мгновенно ощущаете ласковый шёпот степного ковыля, слышите барабанную дробь лошадиных копыт, замираете от божественных звуков чатхана.

Символ хакасского народа

Буквально с порога краеведческого музея попадаю в импровизированную юрту, которая считается символом хакасского народа и древнейшим архитектурным памятником Центральной Азии. С середины XIX века на левом берегу Среднего Енисея распространились стационар­ные деревянные юрты. И чем богаче был хозяин, тем больше углов имело сооружение. Порой их количество доходило до 14.

Сразу же обращаю внимание на коновязь, которую устанавливали до строительства жилища. По поверью, её нельзя срубать или сжигать, потому как накличешь беду и потеряешь счастье.

Звуки чатхана и горловое пение в аудиозаписи подобно машине времени отправляют меня за впечатлениями.

В гостях у хозяина юрты

Солнце "светит" прямо в невысокую дверь юрты, ориентированную строго на восток. Низко наклонив голову, кланяюсь духу жилища и богине огня От-Ине. Над очагом - дымовое отверстие, через которое всегда видны небо, облака и загадочные звёзды. Хакасы с благоговением относились к очагу - даже золу выносили только в дни новолуний и ссыпали её в специально отведённое место.

У народов Саяно-Алтая огонь почитался особо и был оберегом семьи и жилища. Его представляли в образе пожилой женщины и кормили перед каждым приёмом пищи. Любимое блюдо От-Ине - жирная каша на сметане - потхы. Утром не выходили из юрты, пока не бросят в огонь несколько кусочков твёрдой пищи или не брызнут айраном.

За низким столиком, подогнув по-турецки ноги, "сидит" хозяин юрты и "играет" на чатхане. За его спиной - супружеская кровать за пологом, в проёме которого виднеется "войлочный" ковёр. Рядом с кроватью подвешивали колыбель для младшего ребёнка. Дети постарше спали на земляном полу на шкурах, расстеленных вокруг очага.

- Изеннер (здравствуйте - хак.), - приветствую хозяина.

Сегодня я почётный гость, поэтому занимаю место за очагом на противоположной от входной двери стороне. Пространство же от входа до очага считается непочётным. Сюда обычно сажают бедных родственников и соседей.

Юрта делится также на женскую, мужскую, детскую и гостевую зоны. Мужская (южная) половина (ÿстÿнсархы) находится слева от входа, где я вижу орудия труда, охоты, рыболовства, а также результаты промысловой деятельности - огромные рога лося.

Тет-а-тет о нашем, женском

Женская (северная) половина (алтынсархы) - справа от входа - заслуживает особого внимания. Её убранство состоит из приданого - жена привозит с собой семь-девять сундуков добра и три ковра.

На стороне хозяйки, которой запрещается проходить на мужскую половину, широко представлены прялки, утюги, чугунки, сечки, разнообразная посуда, маслобойки… Здесь же находится уголок, где притягивают взгляд женские наряды и украшения "пого". Сюда-то точно заглянет каждая представительница прекрасного пола.

Основу хакасского национального костюма составляет длинное и очень широкое платье, потому как женщины наравне с мужчинами принимают участие в скачках и ездят верхом на лошади. Все наряды шьются из яркой ткани: из ситца и сатина - повседневные, из шёлка - праздничные. Углы воротника, обшлага рукавов, наплечники выкраивают из сукна и плиса контрастных цветов - чёрного, синего, тёмно-красного и тёмно-зелёного. Поверх платья надевается безрукавка - сигедек, на голову платок - арчал. А представленные на выставке сапоги из музейного фонда и вовсе не встретятся в других музеях Хакасии.

Орнамент многоцветной вышивки копируется у природы. Основным источником вдохновения мастериц служит красота родной земли: восход солнца, золотой круг луны, мириады сверкающих звёзд, цветущие в степи ирисы…

Важная составляющая узора - цветовая гамма. В хакасской вышивке традиционно применяются три главных цвета: красный (символ всего живого на Земле), голубой (вода и небо), зелёный (растения).

Украшения хакасских женщин, которые передаются по наследству, - неотъемлемая часть одежды, образа жизни и быта. Среди них особое место занимает пого, отличающее хакасский этнос от других тюркских народов. Его украшают перламутровыми пуговицами, кораллами, разноцветным бисером и камнями. Пого носят замужние женщины и невесты, но надевают его исключительно на свадьбу. А вот бусы - украшение девушек. Согласно хакасским поверьям, уши женщины должны украшать коралловые серьги, к которым притягивается душа.

Пальчики оближешь

Над очагом на железном треножнике подвешен казан. Интересно, каким блюдом будет угощать меня "хозяйка"? Полистав кулинарную книгу, удивляюсь изобретательности кочевых народов: ни один орган убитого животного не выбрасывается - из всего готовятся полезные блюда, названия которых на хакасском языке звучат как песня - харта, хазы, орамыс, тёс хара…

Чтобы разобраться, где мои фантазии пересекаются с музейной реальностью, предлагаю обязательно посетить выставку "Традиции и быт хакасского народа".

О самом главном - доступно

Выставку "Мы - хакасы" предоставил Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова. Стенды по истории становления республики захватывают и погружают во времена столетней давности.

На огромных плакатах - информация о съездах и национальных лидерах хакасского народа, среди которых учёный-этнограф Степан Дмитриевич Майнагашев, первый хакасский журналист Иван Евгеньевич Барашков, инициатор первой газеты на хакасском языке "Хызыл аал" Георгий Игнатьевич Итыгин.

Очень полезно получить знания об образовании хакасского алфавита, утверждении в 1924 году хакасской письменности, развитии флага и герба Хакасии и о многом другом.

По стендам легко проследить формирование нашей республики: 1923-1925 годы - Хакасский уезд, 1925-1930 - Хакасский округ, 1930-1991 - Хакасская автономная область, с 1991 года - Республика Хакасия.

Без сомнения, "компактная лекция" пригодится каждому человеку, мечтающему как можно больше узнать о родной земле.

По страницам кулинарных рецептов

Чтобы полнее прочувствовать самобытность культуры коренного народа Хакасии, предлагаю несколько рецептов национальной кухни. Ведь традиции в приготовлении пищи неразрывно связаны с повседневными занятиями и кочевой жизнью хакасов.

Тёс хара

С только что забитого барана вырезается грудинка с шерстью, которая кладётся на горячие угли вниз шкурой. Затем солится мясная сторона, и грудинка переворачивается. Когда тёс хара обжарится, нагар снимается ножом, и мясо режется на длинные узкие кусочки. По обычаю, тёс хара подаётся в качестве лакомства детям, а затем им лакомятся мужчины, в первую очередь те, кто забивал барана.

Орамыс

Готовится блюдо из тонких кишок барана, которые тщательно промываются холодной проточной водой. Затем кишки заплетаются толщиной до шести сантиметров, сверху аккуратно обёртываются оставшимися кишками. Готовый орамыс опускается в горячую воду и варится

40-45 минут. Перед подачей на стол разрезается на куски не толще двух сантиметров и украшается свежей зеленью. Подаётся горячим, запивается небольшим количеством бульона, заправленного мелко нарезанным репчатым луком.

Харта

Харта (прямая кишка лошади). Сразу после забоя лошади кишка тщательно промывается. Заливается холодной водой в два раза больше по объёму и варится 1,5-2 часа. За 15-20 минут до окончания варки добавляется соль, репчатый лук, лавровый лист. Харта можно подавать в горячем и холодном виде. В холодном - на тарелку укладывается горкой нарезанная соломка. Сверху для красоты кладутся несколько колец харта не толще одного мизинца (сымалчых). В горячем виде харта подаётся как часть праздничного обеда (тамах) на общем блюде. Но режется тогда не соломкой, а кольцами толщиной с мизинец.

Хысхылых - широкий путь для сватовства

Одна из форм заключения брака у хакасов была связана с обычаем дарить птицу хысхылых - фламинго.

Подстреливший фламинго, которые весной и осенью пролетают над Хакасией, мог сватать любую девушку. На птицу надевали красную шёлковую рубаху. На шею повязывали красный шёлковый платок и отправлялись с ней к родителям девушки, которые должны были принять подарок и взамен отдать дочь. В этом случае, калым не полагался.

Если же девушку не отдать замуж, то птица хысхылых проклянёт её дом, а сама она умрёт.

Также хакасы особо почитали кукушку, турпана, дрофу, журавля и лебедя. Считалось, что эти птицы могли наслать несчастье на людей. Кукушек и турпанов вообще не убивали, так как верили, что за это деяние пострадает и сам стрелок.

За принесённых в дом дрофу, журавля или лебедя нужно было одарить охотника или устроить пиршество, иначе убитая птица нашлёт проклятия. Например, если охотник приносил кому-нибудь убитого лебедя (хуу), завёрнутого в красную шёлковую рубаху и подпоясанного шёлковым кушаком, его одаривали конём.

Автор: На выставке побывала Лариса ПРОХОРОВА

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 538

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика