К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний, увлечений и слабого представления о специальности в целом.
Ошибка может дорого обойтись как человеку, так и государству, потому что нелюбимая работа
приводит к имитации деятельности. С другой стороны, профессия, выбранная и осознанная человеком как призвание, позволяет ему наиболее полно реализовать себя в качестве целостной и гармонично развитой личности в соответствии со своими склонностями, интересами и потребностями.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем, они требуют от человека новых качеств. Обществу нужны выпускники, готовые включиться в дальнейшую жизнь, способные практически решать профессиональные проблемы. В действительности мы часто видим, что молодые люди после окончания школы не умеют применять полученные знания и умения, решать проблемы, теряются в ситуации выбора дальнейшего профессионального пути.
Векторы государственной политики в области профориентации обозначены в Концепции развития системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Российской федерации в 2015-2020 гг. (разработанной в соответствии с государственным заданием Министерства образования и науки Российской Федерации).
Одним из последних ориентиров стал перечень поручений президента России В.В. Путина от 2 января 2016 года, в котором предлагается разработать и реализовать комплекс мер, предусматривающих:
воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности;
предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям;
использование материально-технической базы образовательных организаций различных уровней образования.
В связи с этим в нашем районе реализуется проект "Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий".
С 1 сентября 2016 года Сергачский агропромышленный техникум включен в деятельность экспериментальной площадки ФГАУ ФИРО по теме "Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях". В рамках эксперимента создана рабочая группа, которая определила конкретные направления деятельности.
Сегодня мы хотим познакомиться поближе с этой важной работой.
О.В. ПОЛАЗНОВА, директор МБОУ СОШ №2: "Как представитель образовательных организаций хочу отметить, что десятилетиями в школах проблема профессионального самooпределения разрабатывалась теoретически и решалась на практике с пoзиции дoминирующей установки на прoфессиональную среду, а не на личнoсть обучающегося и социальный заказ. Поэтому для большинства выпускников на данное время характерны неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности, проблемы, связанные с определением и оценкой своей профессиональной перспективы, отсутствие осознания необходимости самостоятельного и ответственного выбора профессионального будущего, а также выпускники не владеют способами изучения своих индивидуальных, личностных возможностей в соответствии с избираемой профессией.
Мы включились в работу экспериментальной площадки неслучайно.
По результатам проведенных исследований по проблеме профессиональной ориентации выпускников сделали следующие выводы:
1. Реальный выбор профессионального пути у большинства старшеклассников вызывает затруднения, выбирая "модные", престижные профессии, многие лишь приблизительно представляют себе их содержание.
2. Для большой части выпускников решающим фактором является пример родителей либо определенная заработная плата и престижность профессии.
Но речь о престижности работы будет идти только тогда, когда у человека есть выбор на основе реальных физических и интеллектуальных возможностей. Если же в силу плохой успеваемости и других причин он ограничен, то руководствоваться следует соображениями моральной и эмоциональной преемственности в рамках существующих возможностей. Перспективы с таким партнёром, как государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сергачский агропромышленный техникум", конечно, значительно расширяются.
На основании общего плана работы нашей образовательной организации совместно с представителями агропромышленного техникума в текущем учебном году проводились следующие мероприятия:
1. Посещение Дня открытых дверей в ГБПОУ САПТ с участием школьников в мастер-классах и профессиональных пробах различных профессий и специальностей.
2. Участие в научно-исследовательской конференции "Зеленая планета-2017".
3. Проведение классных часов в различных формах, диагностики профессионального самоопределения учащихся 9-ых классов, профессиональный игротренинг "Путешествие в мир профессий", деловые игры, беседы, профконсультации.
4. Участие в научно-практической конференции "Мой профессиональный выбор".
Т.В. ЦАРЕВА, директор ГБПОУ САПТ: "Сегодня мы говорим о формировании профессионального интереса к выбранной профессии.
ГБПОУ САПТ работает по направлению "оптимизация возможностей учреждения профессионального образования для достижения целей педагогической поддержки профессионального самоопределения и социализации молодёжи в современных условиях".
К экспериментальной деятельности приглашены образовательные организации города Сергача – школы №1 и №2.
Мы предлагаем конкретную работу по двум направлениям: профессиональное становление учащихся школ города Сергача, профессиональное самоопределение студентов САПТ. Новизна нашей деятельности в том, что планируется активное использование, наряду с традиционными методами, практико-ориентированных форматов профориентационной работы. Цель – внедрение нового для нас вида деятельности – профессиографического исследования, создание банка информационных профессиограмм по профилям.
Профессиональное просвещение, конечно, важный компонент профориентации, но информирование – процесс пассивный. А наша цель не только сообщение сведений о профессиях, а формирование сознательного отношения к такому выбору. Поэтому мы проводили профессиональные пробы, участие в которых способствует проявлению внутренней активности личности в самоопределении и помогает достичь значительных успехов в практической деятельности.
На следующем этапе включали учащихся в научно-исследовательскую деятельность, чтобы они задумались о своем будущем профессиональном пути.
У школьников, поступающих в техникум на рабочие профессии, как правило, отсутствует какая-либо мотивация в изучении общеобразовательных дисциплин. Следовательно, на преподавателей ложится огромная ответственность – сформировать заинтересованность в изучении дисциплин, связав его с практическим применением в профессии. Поэтому мы говорим о практико-ориентированном образовании через создание преподавателями общеобразовательных дисциплин условий, дающих возможность выявить и реализовать студенту интерес к выбранной профессии.
Хочется сказать о положительном опыте работы техникума в применении практико-ориентированного образования, практико-ориентированных форматов. Это ежегодное проведение общетехникумовских конкурсов профессионального мастерства, активное участие в профориентационных играх, профильных сменах, в областных конкурсах профессионального мастерства, чемпионате рабочих профессий WorldSkills, внедрение в учебный процесс проектно-исследовательской деятельности.
Наша задача – повысить престиж рабочих профессий в Сергачском районе, создать условия для профессионального и творческого роста студентов, стройную систему профориентационной работы в районе, наделив ее грамотной нормативной базой.
18 апреля 2017 года на базе техникума прошел семинар-совещание по теме "Профессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях муниципального образования Сергачского района: состояние, пути развития" с поддержкой кафедры профессионального образования, участниками которого стали глава местного самоуправления района, начальник Управления образования, директора школ, работодатели, всего 28 человек.
Одним из решений совещания стало создание Координационного совета на базе техникума, в него вошли представители администрации, директора школ и социальные партнеры.
Проведено первое заседание, на котором заключены договоры со школами, намечены пути дальнейшего взаимодействия. Идет работа по созданию общего плана профориентационной деятельности в районе.
В заключение хочу сказать, что совместные усилия в данном направлении уже дают свои результаты: 21 выпускник 9-ых классов школы №2 поступили в этом году к нам".
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В БУДУЩЕМ
Уровень притязаний выпускника
(самоопределение в будущем профессиональном направлении) может быть средним, завышенным и заниженным.
Завышенный уровень притязаний
Возникает вследствие расхождения завышенной самооценки и реальными возможностями. Это приводит к нереалистическим профессиональным планам, а также у человека появляется зазнайство, высокомерие, некритическое отношение к себе. Причиной возникновения завышенного уровня притязаний часто становятся неадекватные оценки со стороны окружающих, особенно родителей, чрезмерное поощрение за успехи в деятельности и т. п.
Заниженный уровень притязаний
Возникает вследствие расхождения между низким уровнем самооценки своих способностей и их реальным уровнем развитием. Он формируется в результате частых закрепленных в памяти неудач.
Низкий уровень притязаний
Не дает личности полностью раскрыться, реализовать свои возможности, порождает неуверенность в своих силах, пассивность, робость, тревожность.