Газета Медведевского муниципального района

425200,Республика Марий Эл, Медведевский район, п. Медведево, ул. Лермонтова, д.10
телефон: 8 (8362)58-27-03
e-mail: r12ocean@mail.ru

12 апреля - День космонавтики

Многие ли из вас знакомы с космонавтами? А мне, скромному корреспонденту районной газеты, на одном из молодежных форумов удалось встретиться с героем России, космонавтом-испытателем Роскосмоса, бортинженером Олегом Артемьевым.

О детстве и юности

Беседуя с "самым настоящим" космонавтом, я сразу отметила, он вовсе не страдает звездной болезнью, любит пошутить, в общении прост и непосредственен, да и на любые вопросы отвечает как на духу. Кстати, он не думал стать космонавтом, но все вело именно к этому. Родившись в Риге, он практически всю сознательную жизнь провел в Казахстане в г. Ленинск, ныне Байконур, куда отца, кадрового офицера, направили строить взлетную площадку космодрома.

Там наш герой, мечтая стать моряком, закончил школу. Однако в морское училище Юрию Артемьеву поступить не удалось, и тогда он пошел в инженеры. Закончил Таллиннский техникум, затем МГТУ имени Баумана. А когда был студентом, побывал в Центре управления полетами и с тех пор "заболел" космосом.

- На экскурсии в Центре управления полетами в подмосковном Королеве мне посчастливилось встретиться с Владимиром Соловьевым, дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР № 57. Владимир Алексеевич работал руководителем полета орбитального комплекса "Мир", был очень занят, тем не менее, нашел время для разговора со студентами. Рассказывал, показывал, объяснял,- вспоминает Артемьев. – И что-то во мне тогда преломилось.

Дорога в космос

После окончания Бауманки, Юрий Артемьев работал в летно-испытательной службе ракетно-космической корпорации "Энергия", занимался отработкой оборудования, подготовкой космонавтов к выходу, поисково-спасательным обеспечением. Участвовал в подготовке модуля "Звезда", испытывал близ Севастополя новые скафандры при возможном приземлении космической капсулы в воду.

- В 1999-м году шла активная работа над служебным модулем, который со временем стал основой российского сегмента орбитальной станции. А я участвовал во многих испытаниях, прошел суровую медкомиссию. А потом подал рапорт, мол, прошу направить в отряд космонавтов. Перечислил спортивные успехи, прочие свои сильные стороны и заслуги. Также в анкете нужно было указать, зачем решил выбрать эту профессию. Не стал выдумывать, написал, что хочу лично участвовать в перспективных и передовых разработках космической техники, испытывать ее сам,- поделился воспоминаниями космонавт.

Нашего героя не сразу взяли в отряд, для зачисления понадобились долгие четыре года спецтренировок. Юрий Артемьев сдавал экзамены по баллистике, системам жизнеобеспечения, другим дисциплинам и ждал нового набора.

Экспедиция на Марс

За плечами у Артемьева большой опыт участия в международных экспериментах и космических испытаниях. В том числе и в "Марс 500" - международном эксперименте по подготовке экипажа на совместимость для полета на красную планету.

- Это был очень интересный опыт. Сначала я участвовал в двух двухнедельных экспериментах, потом в 105-суточном. Мы отлаживали безаварийную работу корабля в длительном полете. Ведь если у нас что-то ломается, всегда можем подстраховаться, запросить помощь с Земли, восстановить вышедшие из строя запчасти,- рассказывает Артемьев. - У марсианского экипажа такой возможности не будет, ему придется рассчитывать на собственные силы. Если сейчас у космонавтов экстремальные условия, то у тех, кто полетит на Марс, будут экстраэкстремальные.

Космические испытания, дело не простое. Попробуй, проведи более ста суток с посторонними людьми в замкнутом помещении. Тут и с ума сойти не сложно, поэтому к нынешним космонавтам предъявляются высокие требования, в том числе и психологические. Все-таки полеты в космос по-прежнему остаются серьезным испытанием для человеческого организма.

- Я сам наблюдал, как кандидаты в отряд космонавтов вдруг начинают нервничать на простейшей медкомиссии, многие отсеиваются на этапе обыкновенных обследований. Надо пройти разные заковыристые испытания, включая тесты, когда не знаешь, какой ответ правильный. Мне удавалось справляться с нервами и внутренним напряжением. Впрочем, дело не только в соответствии физическим и прочим параметрам. Важно хотеть полететь к звездам. Без этого ничего не получится, - советует космонавт.

Жизнь на МКС

Первый полет Артемьева на корабле "Союз ТМА-12М" с командиром Александром Скворцовым и бортинженером Стивеном Суонсоном начался 26 марта 2014-го. Американец летел в третий раз, правда, до этого оба полета у него были на "Шаттлах", а Скворцов участвовал в 23-й и 24-й экспедициях на МКС. Кстати сам полет до космической станции составлял двое суток.

- Поначалу тяжеловато приходилось, но ничего, освоились и полетную программу выполнили на все сто. Так уж получилось, что я жил в американском сегменте МКС, а не в российском. Со Стивом Суонсоном мы отлично ладили, он хороший парень, на которого можно положиться. К слову, мне в ходе подготовки к полету довелось пройти испытания и в американском космическом центре Джонсона в Хьюстоне, а также в немецком центре в Кельне и японском - в Токио,- поделился Олег Артемьев.

Международная космическая станция имеет площадь более 1000 кубических метров, здесь у каждого своя каюта, столовые, санузлы. Иногда можно за день даже не пересечься ни с кем, если у тебя работа в каком-нибудь модуле. Вот если представить вагон, половина его – это модуль, в модуле по две каюты. Каждая каюта, это как коробка из-под холодильника, только с дверцей. Сама космическая станция состоит из множества модулей и отсеков, так что есть, где разгуляться.

В состав Международной космической станции входит 15 основных модулей: российские - "Заря", "Звезда", "Пирс", "Поиск", "Рассвет", американские - "Юнити", "Дестини", "Квест", "Гармония", "Транквилити", "Купола", "Леонардо", есть европейский "Коламбус" и японский "Кибо", состящий из двух частей, а также экспериментальный модуль "BEAM".

- Вообще, когда в первый раз попадаешь на МКС, сначала ничего не понимаешь. Но со временем станция становится родным домом. Начинаешь скучать по нему. Ведь там каждый миллиметр ощупан своими руками,- отмечает космонавт.

В открытом космосе

Выход в открытый космос, это то, ради чего вообще летел Олег Артемьев. Поработать в скафандре в открытом космическом пространстве – было его мечтой, которую он исполнил.

- Когда я распахнул люк, и увидел эту манящую темноту космоса, я испытал непередаваемое чувство. Вообще это самое интересное, что есть в полетах,- делится с нами космонавт. – А твой скафандр – это как маленький космический корабль, который тебя оберегает.

Первый выход Артемьева в открытый космос длился более 7 часов, второй - более 5, по словам космонавта, это довольно долго. Он проводил работы по оснащению МКС и устанавливал высокоскоростную антенну передачи связи.

- В первом выходе в космос времени оглядеться у нас не было, мы активно работали. А вот во второй раз мы уже совершали меньше ошибок, лишних движений, поэтому выкроили себе время, понаблюдать за всем со стороны. И это потрясающе,- не скрывая восхищения, отметил Артемьев. - Земля - она как живое существо, цельная без каких-либо государственных границ. И когда ты возвращаешься с орбиты, ты не просто гражданин страны, ты ощущаешь себя гражданином Земли! Это как одно целое государство - Земля!

Работа на международной космической станции не так романтична, как нам кажется со стороны. Все эти пейзажи за стеклом иллюминатора, пролетающие метеориты и скопления звезд лишь приятный бонус для покорителей космоса. В основном работа на МКС заключается в огромной научной работе, экспериментах и наблюдениях. Далеко не каждому удается пройти все испытания и попасть на орбиту, где верховодит коварная штука – невесомость.

- Первое ощущение в невесомости - это прилив крови к голове, она как будто распухает, и к этому надо привыкать. Спасает физкультура и специальные браслеты. На станции предусмотрен обязательно 1 час на беговой дорожке, и велотренажер. Если не заниматься физическими упражнениями, то происходят изменения в сердечно-сосудистой, костной, иммунной системах и организм полностью меняется, - отмечает Артемьев. - Был один случай в советское время, у Севастьянова и Николаева был 18 суточный полет, и когда они приземлились, их еле откачали. Если бы они пару-тройку дней еще полетали, то спасти бы их не удалось. Поэтому, первая рекомендация врачей и ученых – это физкультура, которая позволяет тебе оставаться в тонусе.

О космической еде

Разработка питания для космических полетов - это зачастую сложный процесс. Пищевые продукты должны соответствовать ряду критериев, чтобы считаться пригодными для космонавтов. Во-первых, еда должна быть полезной, питательной и вкусной. Во-вторых, должна быть рассчитана для употребления в невесомости. И наконец, иметь минимальный вес, хорошо храниться, легко открываться и не оставлять много мусора после использования.

Кстати, нам и самим в ходе беседы с космонавтом удалось продегустировать космическую еду. При этом упакована она была как в тюбики, так и в маленькие баночки. Да и на вкус вполне неплохо, правда поначалу довольно странно есть что-то, напоминающее паштет со вкусом овощей и мяса. А так, в рационе космонавтов есть практически все, а в помощь им - своя космическая микроволновка.

- Наша еда очень вкусная, у нас есть и каши, и хлеб, и мясо, и супы, даже конфеты. Кстати, сладкое очень популярно в космосе. На Земле ты не замечаешь тягу к нему, а там прям очень хочется какого-нибудь десерта,- рассказывает Артемьев. – Есть у нас и своя космическая валюта - творог с орехами. Его мы обмениваем у иностранных коллег на то, чего нет у нас. Например, на морепродукты – там крабы, креветки, устрицы. А еще у них есть такие лепешки - тортильи, в которые они заворачивают еду, и это довольно вкусно.

Популярны в космосе свежие фрукты и овощи. Они даже научились выращивать там зелень.

- Когда я жил в американском сегменте, за углом от меня как раз был модуль "Коламбус", где американцы создали оранжерею. И я каждый вечер прилетал и смотрел, как растет их салат,- вспоминает Олег.- Я вот выращиваю лук. Его нам поставляют с "Союзом" или "Прогрессом", он очень быстро уничтожается, и, кстати, растет очень даже хорошо.

Вот теперь скажи, что в космосе ничего не растет.

Космонавт сегодня

Со времени нашей встречи с Олегом Артемьевым прошло три года, за это время в жизни космонавта произошло много событий. Он вновь стал отцом, и в прошлом году отправился в очередную экспедицию на МКС.

Говоря о современных тенденциях покорения космоса, Артемьев отмечает, что пока без нас, без России, летать тяжело, даже невозможно.

- У американцев остаются трудности с их кораблями, хотя они давно уже должны были их построить. В пилотируемой космонавтике пока проблем не вижу. Да и сами санкции, тоже накладывают свой отпечаток. В российской ракетно-космической промышленности используются компоненты, которые закупаются за рубежом. Надо развивать свою элементную базу, чтобы не зависеть от Запада, как это раньше было в СССР, - говорит космонавт.

Восхищение Голубой планетой

Искренне восхищаясь красотой Голубой планеты, он прямо с орбиты выставляет в интернет ее фотоснимки, считаясь первым блогером-космонавтом.

- Первоначально, ведение соцсетей было заданием Роскосмоса. И когда я увидел этот шквал интереса от пользователей, которые раньше не имели никакого представления о космосе, я понял, что мы попали в точку,- рассказывает герой.- Сейчас люди интересуются, задают вопросы, объединяются в группы, обсуждают наши проекты. Я считаю, это одним из эффективных инструментов популяризации космоса и работы в нем.

По мнению космонавта, особенно красив в свете восходящего солнца Уральский хребет. Смотря на него, он невольно думает о России, о друзьях и родных, которые ждут и молятся за его возвращение.

Все фотографии (9)