Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Кино в Давыдкове

- А вы знаете, что в конце 80-х в Давыдкове и Муханове кино снимали? У меня и фотография есть, на ней мой папа и отец моей соседки в старинных одеждах запечатлены, - заинтересовала нас Дина Анатольевна Андронова, зашедшая в редакцию за газетой.

Конечно, мы решили разузнать об этом событии 30-летней давности поподробнее. Ведь далеко не в каждом селе, да и в районе, происходили съемки фильма, тем более с участием местных жителей.

Первым делом посмотрели в интернете фильм, он называется "Зеленинский погост", режиссер Борис Лизнёв. Фильм художественный, драма, вышел в свет в 1989 году. Сюжет разворачивается в деревне, куда главный герой, горожанин Виктор приезжает к родне, чтобы на могиле деда-фронтовика установить памятник. Молодой человек общается с сельчанами, узнает и не узнает родные места, многое его удручает. Картина черно-белая, это ещё больше подчеркивает разорение деревни, всеобщее запустение - покосившиеся заборы, бездорожье, грязь, безработные мужички, не разгибающие спины старушки на огороде и с огромными вязанками травы, заросшее кленами кладбище, старинные иконы в багажнике "Жигулей" – то ли скупленные по дешевке у населения, то ли украденные из храма. Такой же бардак в головах людей в перестроечное время.

Фильм называют плачем по российской деревне. Впрочем, по сравнению с нынешним временем проскальзывают и позитивные моменты: ещё щиплют травку многочисленные овцы, в селе остались лошадки, футбольные ворота установлены на берегу речки, а вода в ней такая чистая, что можно безбоязненно пить. Наверное, фильм действительно отражал жизнь в перестроечные годы такой, какой она была.

Что же сегодня помнят жители Давыдкова о давних событиях?

Наталья Александровна Коротина летом 89-го была пятилетней девочкой. Не все сохранилось в её памяти, однако вместе мы попытались воссоздать эти события.

- Мне кажется, киношники жили у нас с весны до осени, приехали они из Ленинграда, на автобусе с "носом". Остановились в доме, он вон там стоял, на месте зарослей за колодцем, на улице Шарова. Это был дом Елизаветы Андреевны Ворониной, потом он сгорел, тетя Лиза доживала свой век у дочери в другой деревне, умерла не очень давно. Она снималась в роли старушки. Как я играла свою роль? Делала, что скажут. За это нас, детей, угощали конфетами. Из нашей большой семьи снимался папа Александр Григорьевич Коротин, братья Георгий и Евгений с женой Татьяной, и я, самая младшая. Папа появляется в первой сцене и потом несколько раз на протяжении фильма. Он работал на заводе, для съемок его, видимо, отпускали или в выходные снимали. Однажды мама, возвращаясь с работы, была поражена странным занятием отца – он перепрыгивал через высоченный двухметровый забор. Эта сцена вошла в фильм. Папа у нас был артистичным, гармонистом с юности. Когда артист заиграл на свадьбе, он возмущался: "Что он там пиликает, я бы лучше сыграл". Фильм мы впервые увидели лет 13 назад, соседи привезли диск и нас пригласили посмотреть. Сегодня есть интернет, можно все найти без труда. Приятно увидеть родных, соседей, односельчан. Многих уже нет, а в фильме они живут, - рассказывает Наталья.

На память о съемках в семье Коротиных сохранились фотографии. Они скромно лежат в укромном местечке, не на виду, не на стенах в рамочках. Лишь десятилетний Илья, сын Натальи, проявляет интерес к таким необычным фактам из биографии своих родных. Ещё бы, мама и дедушка у него киноактеры!

С одной из сохранившихся фотографий смотрят мальчик и девочка, Вера и Алеша – дети режиссера Бориса Лизнева, с которыми Наташа в детстве некоторое время переписывалась. Потом связь оборвалась. Самого режиссера она помнит довольно молодым человеком лет 35-40.

Пенсионерка Серафима Алексеевна Калинина рассказала о своем участии в сцене свадьбы, куда приглашали некоторых жителей.

- Настоящая свадьба была в доме у Маловых, договорились снимать у них, но актеры напились и всё смяли. Тогда решили снять эту сцену в доме моей сестры Раисы на улице Мира. Накрыли столы, чаю налили, нам велели петь частушки и плясать, как обычно на свадьбе. А нам с чаю не пляшется. Киношники сходили в магазин, бутылку водки купили, и веселье началось. За съемку заплатили по пять рублей каждому, тогда это было нормально. В доме сестры для съемок этой сцены установили новую электрическую розетку. Потом хозяева её заклеили, не пользовались. А проверяющие пришли, оштрафовали на 50 рублей, убыток нанесли. Ни сестры, ни сына её уже нет, их дом купили дачники. Фильм мы глядели, нет там ничего путного, никакого смысла, несвязный он какой-то.

Серафима Алексеевна считает, что сцены рыбалки снимались на Кишме у Давыдкова, а каменный красный дом, на фоне которого сфотографированы люди в старинной одежде, находится в Муханове. Переодевали артистов в клубе. Какие-то старые вещи, типа лаптей и серпов, нашли в Давыдкове. А жила съемочная группа, по её словам, в Павлове, в гостинице.

Уроженец Муханова, а нынче житель Давыдкова Александр Назаров сам в съемках не участвовал, однако фильм видел и пытался определить, где снимался тот или иной кадр.

- Посмотреть интересно, ведь там все свои, половина уже покойные. И Муханово немножко есть, а ещё Вачский район, село Вареж. Кладбища Варежское и Мухановское тоже вошли в картину. Отара овец на бугре мухановская, её пас Фрол Алексеевич Горячев. А вот на Кишме не нашел я такого места, как в фильме. Наверное, это все-таки окрестности Варежа.

Выяснилось, что практически все люди, встретившиеся нам в этот день в Давыдкове, знают о "Зеленинском погосте", о местных артистах и в глубине души этим гордятся. Главную ценность фильма давыдковцы видят в возможности вспомнить своих земляков и родное село, какими они были 30 лет назад.

Режиссер Борис Лизнев родился в 1956 году в Москве. Окончил операторский факультет ВГИКа, работал на "Ленфильме" в качестве оператора, снял фильмы "Выйти замуж за капитана", "Рядовой Прохоров", "Восемь дней надежды" и др. Его режиссерский дебют – картина "Зеленинский погост" (1989г.). С 1993 ставит фильмы на документальных студиях Москвы: Центр-Студия национального фильма "ХХI век", студия "Отечество" и др. Преподает мастерство кинорежиссуры во ВГИКе. Призер отечественных и международных кинофестивалей, в т.ч. фестиваля "Радонеж".

Фильмы Бориса Лизнева: 1989 год – "Зеленинский погост", 1991-й – "Вологодские, Тамбовские, Тверские…", 1994-й – "Лукошко для дождя", 2000-й – "Неоставленные", 2004-й – "Скобелевский марш", "Окно", "Прямой путь", "Тишина бесконечного города", 2005-й – "Вешки над рекой", 2006-й – "Дежурство", 2006-й – "Полк, смирно!", 2007-й – "Видения на Неве. По дневникам Ф.М. Достоевского и Иоанна Кронштадского", 2008-й – "Царское Дело", 2011-й – "Последний бал", 2013-й – "Било", "Звезда утренняя". Многие фильмы показывал телеканал "Спас".

Автор: Елена Пискунова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 561

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика