Конкурс ежегодно проводится с целью приобщения школьников к изучению истории семьи как составляющей истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу.
Защита работ проходила в торжественной обстановке и сопровождалась презентациями. Юным исследователям пришлось не только ознакомить присутствующих со своим трудом, но и ответить на вопросы жюри.
Конкурс проводился в шести номинациях: "Свидетели войны", "Боевой путь", "В моей семье есть труженики тыла", "В треугольник сложен пожелтевший лист", "Мгновения войны, застывшие на фото", "Семейная летопись войны".
В номинации "Свидетели войны" Дарья Зимина, учащаяся пятого класса Сосновской средней школы №1 (руководитель Т.С. Андрианова), в своей исследовательской работе рассказывает о книге - сборнике произведений А.С. Пушкина, привезенном со службы Фелицатой Константиновной Чуркиной. Книга была издана в 1928 году в Ленинградской типографии им. Н.И. Бухарина. По причине политических репрессий имя Бухарина стало запретным, и книга была списана из Горьковской областной библиотеки. Она попала в пожарную военизированную часть, где с 1942 по 1946 год служила Фелицата Чуркина. Девушка не смогла бросить сборник в огонь и сохранила его у себя. С тех пор, на протяжении более 70 лет книга бережно хранится в семье.
В этой же номинации выступала и Алина Думнова, ученица 9 класса Селитьбенской средней школы, руководитель Н.А. Зайцева. Школьница рассказала о периоде жизни прадеда Вениамина Егоровича Янина, связанном с Великой Отечественной войной. Для работы были использованы интернет-ресурсы, архивные документы и воспоминания родственников. Алине удалось найти очень важные для семьи сведения о наградах прадеда, получить архивные документы, подтверждающие его подвиги.
Николай Зуев, семиклассник Сосновской школы №2, под руководством педагога В.В. Лошкаревой изучил боевой путь своих прадедов - Вячеслава Владимировича Лычагина (1925 г.р.) и Владимира Николаевича Максимова (1919 г.р.) - в номинации "Боевой путь". Совместно с мамой Татьяной Юрьевной они собрали информацию о военной судьбе каждого героя. Интересным оказался тот факт, что оба прадеда участвовали в битве на Курской дуге. В.В. Лычагин, не успев окончить офицерские курсы, оказался на фронте, получил тяжелое ранение. В.Н. Максимов прошел всю войну лейтенантом медицинской службы, самоотверженно вынося с поля боя раненых. Он спас сотни солдат, при этом участвуя в кровопролитных сражениях под Курском, в Гомеле и Бобруйске, на территории Польши. Их военные подвиги отмечены медалями и орденами.
Виталий Лошкарев, ученик 9 класса второй поселковой школы, составил семейную летопись, собрав и обобщив материалы о своих прадедах в номинации "Семейная летопись войны". В своём выступлении он рассказал о трёх участниках войны, которые прошли через тяжелые испытания. Арсентий Васильевич Белов в начале войны попал в плен и погиб в концлагере Освенцим. Афанасий Андреевич Мотявин воевал на Калининском фронте, в 1943 году получил тяжелое ранение. Иван Дмитриевич Лошкарев участвовал в боях под Смоленском, Ржевом, Новоржевом, в Латвийской ССР, получив при этом пять ранений.
Работа восьмиклассника Рожковской школы Павла Лобанова, "Фотография 1941 года", руководитель Н.В. Гусева, написана в номинации "Мгновения войны". В ней раскрыты судьбы призывников июля 1941 г. из Рожка. Большинство изображенных на фотографии молодых мужчин не вернулись домой, кто-то пропал без вести, кто-то принял героическую смерть. Те, кто остались живы, прошли тяжелый путь до Победы.
Ангелина Артемьева, ученица 7 класса Рожковской школы, в своей работе "Выживший на поле боя" в номинации "Боевой путь" проследила трудную судьбу своего прадеда на полях сражений. Чудом оставшийся в живых, он вернулся домой кавалером ордена Отечественной войны II степени.
Семиклассница этой же школы Юлия Лобанова приняла участие в номинации "В треугольник сложен пожелтевший лист". Она провела глубокий анализ фронтовых писем своих прапрадеда и прадеда, раскрыла нам неизвестные факты о двух войнах - Советско-финской и Великой Отечественной.
Ещё одна ученица 7 класса Рожковской школы Алина Фролова рассказала об участниках Великой Отечественной войны, своих прапрадедах и других родственниках в номинации "Семейная летопись войны".
В работе "Жизнь, прожитая не зря" в номинации "Боевой путь" восьмиклассница Давыдковской школы Валерия Пелёвина (руководитель Е.А. Зыкова) вспомнила свою прабабушку, участницу Великой Отечественной войны Веру Павловну Харитонову.
Александр и Николай Андроновы, ученики 11 класса Сосновской школы №2 с руководителем И.К. Лизякиной провели исследование в номинации "Свидетели войны" и восстановили боевой путь брата прадедушки, Василия Михайловича Крючкина.
Все исследователи одержали победу в своих номинациях и возрастных категориях и ожидают участия в областном этапе конкурса.
Участники конкурса провели большую исследовательскую работу по изучению судеб родственников, и это пошло им на пользу. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, ощущает гордость за свой род, окунается в добрую и благодатную атмосферу. Из таких маленьких историй семей складывается история огромной страны.
Е. Блинова, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра