Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Воздушные снайперы

"Крылатая память Победы" – под таким названием в нашем музее запланирован цикл мероприятий о наших земляках, летчиках.

Чем дальше мы уходим от времени войны, тем более весомой и осмысленной должна стать деятельность всех россиян по сохранению исторической памяти о годах военного лихолетья.

Память о миллионах погибших соотечественников на фронтах и в оккупации не допускает формализма, требует бережного и чуткого отношения. Имена героев Великой Отечественной не должны быть забыты. Актуально звучат слова маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского: "Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых".

С первых дней войны цель была одна – уничтожить врага, стремящегося поработить русских людей. И стар, и млад, как один встали на защиту Родины.

Неоценимый вклад в победу советского народа над фашистской Германией внесли военно-воздушные силы, основу которых составляла фронтовая авиация. Вместе с другими родами войск она наносила сокрушительные удары по живой силе и технике противника. В ожесточенных воздушных боях и сражениях наши летчики громили хваленых фашистских воздушных снайперов.

Тактика авиации отвечала уровню авиационной техники и требованиям боя того времени. В основном вопросы применения родов авиации решались правильно, верно определялись способы боевых действий, боевые порядки и тактические приемы при выполнении различных задач, в достаточной степени отрабатывались вопросы управления и боевого обеспечения. Однако допущенные просчеты и недостатки в проведении мероприятий по повышению боевой готовности ВВС и подготовке их к отражению фашистской агрессии привели к тому, что нашей авиации пришлось вступить в войну в трудных условиях.

Павел Яковлевич Матвеев из Полянского

С самого начала военных действий на всем советско-германском фронте развернулась ожесточенная борьба за господство в воздухе.За преобладание в воздушном пространстве выступили советские летчики, среди них было много земляков-сосновчан.

Самым известным, отмеченным высокой наградой–звездой Героя Советского Союза, стал Павел Яковлевич Матвеев. Летчик-бомбардировщик, бесстрашный, храбрый воздушный ас, родом из д. Полянское.

Героизм наших летчиков был воспитан на истории страны, он проявлялся в испанских событиях, у озера Хасан, на Халхин-Голе, в советско-финляндской войне.

Александр Васильевич Хлопков из Меледина

Подполковник запаса Александр Васильевич Хлопков родился 1 декабря 1917 года в деревне Меледино Сосновского района. По комсомоль¬скому набору был направлен в Челябинское военное авиационное училище штурманов. В 1940 году по окончании училища в звании лейтенанта он был зачислен в Западный особый военный округ в 207-й полк дальнебомбар¬дировочной авиации, в эскадрилью капитана Гастелло. За время войны совершил 271 боевой вылет. Во время одного из боевых вылетов был вынужден заменить тяжело раненного лётчика, чем спас самолёт и экипаж, посадил пробитую осколками машину ночью в условиях плохой видимости, за что и был награждён орденом боевого Красного Знамени.

За время войны его экипаж трижды осуществлял вынужденную посадку на территории, захва¬ченной врагом, и с боями прорывался через линию фронта. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, наш земляк награждён пятью боевыми орденами и тринадцатью медалями. После войны гвардии подполковник А.В. Хлопков жил в Челябинске и работал в авиационной школе штурманов и штабе ГО. Умер в 2015 г.

Евгений Александрович Климов из Сосновского

Один из воздушных снайперов – Евгений Александрович Климов , заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник.

Он родился 1 января 1923 г. в с. Сосновское Нижегородской губернии, в семье рабочего. После окончания в 1941 г. летной программы на самолете У-2 в аэроклубе г. Павловска поступил в Энгельскую военную школу пилотов. Летал на самолетах Р-5, СБ и Пе-2. После окончания школы был направлен в З-й запасной авиационный полк в Йошкар-Олу.

С 1943 по 1945 г. он участвует в боях на Западном, 3-м Белорусском, Прибалтийском и Ленинградском фронтах в составе 35-го гвардейского Сталинградского ордена Суворова III ст. бомбардировочного авиационного полка. Евгений Александрович на самолете Пе-2 выполнил 61 боевой вылет.

В 1949 г. он летчик-испытатель ГК НИИ ВВС, а в 1961 г. –старший летчик-испытатель 2-й авиационной испытательной эскадрильи. В 1966 –м становится заместителем командира 1-й авиационной испытательной эскадрильи. Позднее Климов – мастер дозаправки топливом самолета в полете.

Евгений Климов освоил 52 типа самолетов. Он принимал активное участие в испытаниях самолетов Ту-2, Ил-28, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-22. 6500 часов – столько наш земляк провел в небе.

Он награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I ст., медалями.

После окончания войны он остался в авиации, совершая героические подвиги и в мирное время.

Нельзя не привести строки о нашем земляке, из книги

Александра Шленского "Дозаправка в воздухе":

"На партийном собрании испытатели бомбардировщиков, обсуждая повестку дня "Авангардная роль коммунистов в проведении опытных испытаний и внедрении в строевые части новой авиационной техники", говорили о скорейшем проведении этих испытаний, вскрывали недостатки в работе, отмечали труд лучших испытателей.

Уже выступило четыре коммуниста, как вновь послышалось:

— Товарищ председатель, прошу слова...

— Пожалуйста, Климов. Ваше время — десять минут.

— Хорошо, хорошо. Скажу коротко, — деловито начал Климов. — Сейчас я провожу испытания на конусную дозаправку в воздухе ракетоносца. Дело это новое. Летал на этот вид дозаправки летчик Юрий Сухов, веду испытания я, и летал еще летчик Виктор Кузнецов. И все. Больше в Советском Союзе никто на дозаправку горючим в воздухе этого ракетоносца не летал. А дело это, как я уже понял, прогрессивное, нужное. — Климов поднял кверху указательный палец. – Значит, нужно это прогрессивное дело и двигать вперед ускоренными темпами! Нужно подготовить побольше летчиков-испытателей для полетов на конусную дозаправку, с тем, чтобы скорее потом внедрить ее в строевых частях. И я, как коммунист и как испытатель, которому командование доверило такое большое дело, беру на себя обязательство обучить конусной дозаправке в воздухе пять летчиков!

Тут я хочу сделать маленькое отступление. 21 марта 1944 года в 35-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку на занятиях по стрелковой подготовке произошел в классе непроизвольный выстрел из пистолета "ТТ".

Сидящий на первой парте летчик Евгений Климов схватился рукой за грудь и повалился на своего товарища Григория Жмура.

— Ты что, Женя? — спросил Жмур, еще не поняв, в чем дело.

Из входного отверстия, образованного пулей на левой стороне груди Климова, ударила фонтаном кровь. На счастье, пуля не задела сердце Климова — застряла в мягкой ткани рядом с ним.

После трехмесячного лечения пуля основательно "прижилась", и для Климова встал вопрос о выписке из госпиталя и допуске к полетам. В таких случаях врачи, разумеется, неохотно говорят "да", и Климову, желавшему всей душой летать, долго пришлось "повоевать" с ними, чтобы добиться своего. Он добился! И до конца войны летал на боевые задания, вы только вдумайтесь в это, с пулей у сердца.

Эту злополучную пулю не извлекли и после войны. С ней Климов продолжал служить и в испытателях...

– Подготовлю. Вот увидите, подготовлю пять летчиков на дозаправку ракетоносца! Не верите? — убежденно говорил товарищам Климов на собрании.

–Почему не верим? – поднялся Николай Беляев. – Верим. Но ты лучше скажи, что это такое – конусная дозаправка топливом ракетоносца?

– Что такое? — оживленно переспросил Климов. – Эквилибристика! Видели, как Олег Попов ходит по проволоке без шеста? Вот так же и конусная дозаправка... Проще и понятнее сказать не могу...

В зале раздался смех.

– Тише, товарищи! – постучал пальцем по столу председатель собрания.

–Да, эквилибристика! — продолжал серьезно Климов. — Вот вы смеетесь... Многие из нас так считают, что самым сложным нашим испытательским делом является полет на срыв в штопор. А я и срыв, и дозаправки всех видов знаю и скажу: самым сложным нашим делом является дозаправка в воздухе. Вот так! Давайте с вами, товарищ генерал, – Климов посмотрел на Сергея Григорьевича Дедуха, – завтра же, если вам позволят обстоятельства, слетаем на конусную дозаправку. И вы убедитесь в этом...

— Мне, Климов, некогда: сам провожу испытание за испытанием, — сказал Сергей Григорьевич.

— Это верно. Но все же, очень вас прошу, давайте слетаем...

— Ну, хорошо, Климов. Завтра летим на конусную дозаправку. Уговорили.

После выполнения задания они пошли на свой аэродром на посадку.

Заслуженный летчик-испытатель СССР Евгений Александрович Климов за восемнадцать лет испытательной работы (и это с пулей у сердца!) провел большое количество испытаний. Это он первым в Советском Союзе выполнил длительный высотный полет на стратегическом бомбардировщике.

То был полет в район Арктики на дальность и, что характерно, с попутной и встречной дозаправками."

Читаешь эти строки из книги, и такая гордость охватывает за наших земляков! Какие славные герои родом из Сосновского района, и мы можем рассказывать о них нашим детям, внукам.

Василий Иванович Бирюков из Клещарихи

Не каждый мог решиться вступить в бой с превосходящими силами противника, особенно при возвращении с боевого задания на свой аэродром. Ведь задание уже выполнено. Но советские летчики, руководствовались в этом случае правилом: вижу врага — должен уничтожить его во что бы то ни стало. Именно неистребимая потребность уничтожать врага побуждала Василия Ивановича Бирюкова совершать безумные поступки в небе, за что его прозвали "воздушным хулиганом".

Василий Иванович вспоминал : "В аэроклубе города Павлова у меня был инструктором (не очень давно схоронили) Василий Григорьевич с Рожка (тоже в Сосновском районе). Он увидел, как я первый раз летел на кукурузнике и улыбнулся, тогда и дал мне кличку "Чапаев". После аэроклуба почтальон принес телеграмму: "Срочно выезжать в Павлово!" Нас четыре брата, все воевали, а три сестры в тылу работали. Первыми отсюда по повестке на фронт человек семь уехали, и я с ними. Потом нас отправили в Энгельскую военно-авиационную школу. Там три года учили! И голод, и холод: на аэродроме весь день на открытом ветру, полуголодные, полураздетые.

Самолетов не хватало: 11 человек в группе, а чтобы сесть в машину, очередь выстраивалась. Под Сталинградом бои тогда шли. Эх, я б туда пешком ушел! Нас тогда срочно учить стали на "илюшиных" летать. Попал воевать на Украину. Дали мне самолет с нарисованным Чапаевым на борту - так совпало. Он был измызганным, все ресурсы выработаны. Я круг сделал и всем офицерам, всем командирам говорю: "Я на нем не полечу".

Меня перевели из этого полка в другой. Там я прижился, нашел друзей. Первый вылет делал в Кишиневско-Ясской операции в Молдавии, 19 августа 1944 года. Началось массовое наступление. Сильнейшую оборону противника смяли! И 23 августа примерно мы уже были под Бухарестом в Румынии. Болгария, Венгрия, Югославия, Австрия, Чехословакия... Всего 65 вылетов. Сам ранен не был, а вот самолет фашисты расстреливали. Был случай: заклинило кабину - меня в форточку вытаскивали. Три дня не давали мне медики работать, даже подходить к самолету. Стресс, естественно! А прилетел и сел нормально. Машину сразу списали.

Восемьсот метров высота - но тебя расстреливают все, кому не лень. Это передний край. Никуда не денешься - задание: надо объект бомбить. Стрелок сзади у меня сидит. Я говорю: "Сынок (хоть и одинаковый возраст) вот эту машину попробуй сбить, я тебе условия создам". Сам наблюдаю - перелет-недолет... Говорю: "Вот сейчас смотри, как будет гореть!" Разворачиваюсь - только тиснул гашетки, и машина вспыхнула. Немцы - неглупый народ: автомобили бросают - убегают в канаву. Гляжу: мотоцикл рванул вперед по этой трассе. Думаю: "Надо помочь остановить..."

Из армии Василий Бирюков вернулся только в 1947 году и сразу пошел в комбайнеры-трактористы. Любил петь. Мотор ревет, пыль столбом, а тракторист "Каким ты был" выводит.

Страстная любовь к полетам имела продолжение. Трижды Бирюкова вызывали на военные сборы. А ему, кроме как полетать да небо увидеть из кабины самолета, ничего и не надо было.

Василий Иванович Кузнецов из Виткулова

Подвиг летчиков — это не только показатель высоких морально-психологических качеств, но и стремление уничтожить врага в любых условиях.

Настоящими героями стали те летчики, вторые наряду с указанными качествами были тактически грамотными, пытливыми в поисках нового, безупречно стреляли и бомбили, настойчиво навязывали противнику свою волю, словом были мастерами своей профессии, в силу чего добивались выдающихся результатов.

В летной школе города Энгельса застала война Василия Ивановича Кузнецова (родом из села Виткулово). 1941 год. Он еще такой молодой, только 18 лет. Вся жизнь впереди, а их, мальчишек, готовили к встрече с врагом.

Василий был в числе одного из 14 авиаполков, его перевели в Москву, где парня ждала настоящая война. Каждый полет был испытанием, борьбой со своим внутренним страхом перед смертью и верой в победу советского народа.

Во время одного из полетов над Москвой его самолет был подбит, но он до последнего надеялся на то, что сможет приземлиться.

Сохранились воспоминания стрелка, который находился в хвосте самолета: "Василий летел и подбодрял нас, он свято верил в то, что они смогут долететь, что у них все получится, ведь они еще не сделали самого главного – не победили врага". Но судьба распорядилась иначе. Молодой летчик сгорел заживо, ему было всего 20 лет. Двести метров, которые они не долетели до полосы, стали роковыми, выжить удалось только стрелку. Лейтенант Василий Иванович Кузнецов, летчик-пилот погиб при катастрофе самолета Пе-2 11 сентября 1943 года. Он похоронен на кладбище в с. Дракино Серпуховского района Московской области.

Он не встретился с друзьями, родителями, не осуществил свои мечты. Несколько пожелтевших писем, потемневшие фотографии и безграничная любовь, уважение остались нам в память об этом молодом летчике.

Имена наших земляков, воевавших в авиации:

1.Бирюков Василий Иванович 1923 г.р., р.п. Сосновское

2. Ишов Фёдор Иванович 1924 г.р., д. Волчиха

3. Климов Евгений Александрович 1923 г.р., р.п. Сосновское

4. Матвеев Павел Яковлевич 1915 г.р., д. Полянское

5. Перевезенцев Николай Алексеевич 1922 г.р., д. Леонтьево

6. Ухалкин Владимир Дмитриевич 1920 г.р., с. Панино

7. Шарманкин Николай Александрович 1924 г.р., р.п. Сосновское

8. Еремин Федор Григорьевич 1926 г.р., Сосновский р-н

9. Хлопков Александр Васильевич 1917 г.р., д. Меледино

10. Щербаков Михаил Васильевич 1918 г.р., Сосновский р-н

11. Кузнецов Василий Иванович – 1923 г.р, с. Виткулово

К сожалению, о некоторых из них крайне мало информации. Если у вас, уважаемые читатели, есть сведения о наших летчиках-земляках, мы будем рады обнародовать их. Подрастающее поколение должно знать о подвигах героев.

Наши героические традиции глубоки. Они обусловлены советским образом жизни, высокими идеалами нашего государственного и общественного строя, одухотворенностью нашего народа, духовными ценностями.

Чувство долга, высокая степень патриотизма вели вперед наших земляков. Благодаря их самоотверженности мы сегодня живем.

Хочется верить, что сегодняшнее поколение авиаторов, воспитанное на славных традициях военных летчиков, также надежно будет защищать интересы нашей Родины, проявлять героизм, совершать подвиги, действовать в боевой обстановке по законам боевого товарищества, которым неизменно руководствовались воздушные снайперы в годы Великой Отечественной войны.

Подготовила директор районного краеведческого музея Наталья Мартынова

Автор: Наталья Мартынова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 875

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика