Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой они могут причинять дошкольникам и вред. Что необходимо знать родителям для эффективного и правильного их использования?
Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой они могут причинять дошкольникам и вред. Что необходимо знать родителям для эффективного и правильного их использования?
Прежде всего жанр игры надо выбирать в соответствии с возрастом, темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим - активные, динамичный. Надо знать сына или дочь и отдавать предпочтение тому, что не будет их перегружать. Незаметно присмотритесь затем к ним. Если дети перевозбуждены, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если они стали излишне нетерпеливы в общении с окружающими, это может быть последствием нового увлечения. Ребята привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленный отклик сверстников, пожилых членов семьи и др. начинает их нервировать. В этом случае объясните, в чем суть сложившейся ситуации, и подберите игры, в которых придётся больше думать и меньше управлять электронной техникой.
Старайтесь, чтобы на первом месте были игры с исследовательским, а не развлекательным содержанием. Его направленность влияет на их продолжительность. Не рекомендуется прерывать игру до завершения эпизода - покидать компьютер следует с сознанием успешно выполненного дела. Некоторые варианты очень хорошо подходят для совместной деятельности взрослого и ребёнка, прежде всего ролевые. Малыши воспринимают их как необычные мультфильмы. К тому же это создает доверительные отношения в плане решения проблем, связанных с компьютером. У детей 5 - 7 лет преобладает наглядно-образное мышление. При неправильном подборе игровых программ, в частности, основанных на жестокости, агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании общаться с друзьями, уходе в виртуальный мир.
Мнения по поводу допустимой продолжительности игровых сеансов очень сильно различаются, но главный принцип должен выполняться неукоснительно - нельзя проводить время у монитора в ущерб другим занятиям. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами оптимальное время для дошкольников – от 7 до 10 мин. без перерыва, но не более 20 мин. в день. При правильном подборе и методах применения игр у растущего человека развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота реакции, появляется готовность и чувство комфортности в работе с компьютером.
О. ТЕПЛЯКОВА, воспитатель детсада с. Алексеевка