Организатором выступили департамент образования Ярославской области, ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, научный центр РАО и региональная общественная организация "Лидеры сельских школ". Конференция приняла более 400 педагогов, общественников и ученых из разных регионов страны, были представители Кыргызстана, Казахстана и Беларуси. Ее участниками стали и делегаты ассоциации малокомплектных и малочисленных школ Республики Карелия под руководством заведующей лабораторией теории и практики развития сельской школы ФГБОУ ВО ПетрГУ Ефловой З.Б.
Конференция началась с пленарного заседания всех участников. Выступающие отмечали, что система образования современной России значительно меняется. Остро встают вопросы качества и доступности образовательной услуги. Как отметил Кондрашов П.Е., руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по образованию и науке, большое значение придается организации образовательной деятельности в сельских школах и устойчивому развитию сельских территорий, так как здесь проживает около 26% населения. Байбородова Л.В., директор института педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор Ярославского университета им. К.Д.Ушинского, считает, что именно сельская школа является образцом патриотизма, и нужно эффективно использовать все положительные стороны малокомплектости: индивидуальный подход в обучении, тепло и дружба маленьких коллективов, импровизация, близость школы и сельского сообщества. Обсуждали и проблемы сельской системы, подготовки специалистов для работы в селе, материальную поддержку молодого специалиста, Интернет обеспеченность и другие.
Во второй половине дня работали малые пленумы. Их было пять, и каждый участник мог выбрать наиболее интересный. Мне как практику понравилась тема "Сельская школа - пространство модернизации содержания и образовательных технологий". Из семи выступающих наиболее заинтересовал директор Пушнинской СОШ Беломорского района Республики Карелия Кондратьев А.Б. Он показал фильм-презентацию о 10-летнем опыте классно-неурочной системы обучения в разновозрастных группах ЛЕНТА. Дети работают по предмету в парах и группах, взаимодействуя друг с другом, с учителем и индивидуально. Слушали Александра Борисовича с интересом и учителя, и представители науки, задавали вопросы. К сожалению, формат пленума имел жесткий регламент по времени, и не все желающие удовлетворили интерес. На пленуме "Сельская школа - пространство партнерства и сотрудничества" выступила директор Шокшинской СОШ Коренькова Н.Н. с уникальным опытом "Опознанные педагогические объекты Вепской волости". Эта школа сохраняет культурно-исторические традиции коренного народа в воспитании и образовании и создает условия для качественного конкурентоспособного образования на селе.
Продолжилась работа конференции в секциях и на круглых столах. Ефлова З.Б. руководила круглым столом "Как обеспечить образовательные результаты в разновозрастной группе?". Участниками было отмечено, что результативность повышают и взаимообучение детей, и привлечение социума, и интеграция основного и дополнительного образования. Завершилась встреча стихами-пожеланиями сельским учителям творческих успехов.
Во второй день состоялись выездные мастер-классы в организации области и в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. В продолжение темы "Практики и достижения образовательных результатов" я посетила основную школу с. Ананьино. Школа небольшая малокомплектная, но классы не совмещены. Для повышения качества образования проводятся уроки в смешанном классе и общешкольные мероприятия. Нам был представлен урок в 8-9 классе по физике и биологии "В мире звуков. Слуховой анализатор", где два учителя были регулировщиками и режиссерами, а ученики обучались и обучали друг друга. Ребятам понравился процесс взаимодействия, и результат был хорошим.
Затем мы были приглашены на театральный калейдоскоп, посвященный Году театра в России. Ребята в постоянных разновозрастных группах по интересам сегодня были командами в театральных соревнованиях. Было зрелищно и весело. Участвовали и представители сельского сообщества. В завершение все участники получили призы и награды. Затем нам представили опыт интеграции дополнительного и общего образования Первомайской СОШ, где очень активно используют опыт специалистов села в обучении и воспитании школьников в кружках, секциях и на уроках.
После возвращения в Ярославль мы посетили музей Ушинского К.Д., который поразил гостеприимной теплотой и истинно русской интеллигентностью. Ушинского называли "учителем русских учителей", и в Ярославле хранят его традиции воспитания. Ведется научная работа и поддерживаются отношения с родственницей писателя и педагога Ириной Хале.
Другая группа участников конференции посетила женский монастырь. Ярославль - жемчужина Золотого кольца. Здесь множество храмов, старейший русский театр им. Волкова, планетарий, прекрасная набережная рек Волги и Которосли. Удивил маленький частный музей "Музыка и время", где собраны колокольчики, утюги, граммофоны, музыкальные шкатулки и другие инструменты. В руках умелых гидов они прекрасно звучат и сегодня.
Третий день отводился для подведения итогов конференции. Есть ли перспективы развития сельских школ в России? Конечно, есть. Есть ли проблемы в сельских школах? Да. В конце каждого дня наша команда продолжала обсуждать проблемы сельских школ и пути их преодоления. Педагогические дискуссии продолжались за полночь и в общежитии. Тема конференции актуальна в современных условиях развития российского образования. Необходимо изучать позитивный опыт, применять и создавать новые перспективы, менять условия к лучшему. Сельские школы на таких форумах такой опыт изучают. Здесь я встретила настоящих энтузиастов - ученых и творческих педагогов. Они представили картину состояния образования реальную, уникальную и инновационную. Ученые поддерживают и направляют сельскую школу, школа создает качественную образовательную услугу.
Я горжусь, что стала частью команды из Карелии, которая выступила на международном уровне очень хорошо и показала, как работают сельские школы нашей республики.
С.ЛОСЬ,
учитель МКОУ ООШ д. Усть-Река