Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кадошкинского района Республики Мордовия

431900 Республика Мордовия Кадошкинский р-н п.Кадошкино ул. Заводская 1
телефон: +7 (83448) 2-35-36
e-mail: gazeta.v@rambler.ru

Любовь в действии

Как в мордовском селе придумали способ передать детям чувство Родины.

Бизнесмен Евгений Ледяйкин, уроженец мордовского села Паракино, воплотил в жизнь мечту миллионов россиян — жил в Москве, сделал карьеру, много путешествовал по миру и по России. Тем сильнее удивились паракинцы, когда в 2016 году Ледяйкин вернулся в родное село вместе с семьей, сколотил команду из полусотни односельчан и обрушил народную силу на главных врагов российской деревни — бесхозяйственность и безнадегу.

За три года паракинцы выиграли три президентстких гранта, возродили сельский клуб, создали артель вышивальщиц, ансамбли народной песни, благоустроили родник и кладбище, а в декабре открыли "Дом традиций", где воссоздали облик мордовского дома середины XX века.

Энергия влюбленных в малую родину людей может спасти села, причем без серьезного финансирования и не только в Мордовии, убежден Ледяйкин.

Перемена столиц

Селу Паракино, что в часе езды от Саранска, в этом году 405 лет. Предки Евгения Ледяйкина застали село полным жизни: на полях колосилось зерно, в местном колхозе гуляли коровы, комбинат бытового обслуживания снабжал отечество фуфайками. Работали магазин, Дом культуры, столовая и школа, где трудилась учителем русского языка мама Евгения Ледяйкина Александра Михайловна. Каждый день Женя бежал в школу, учился он на пятерки, а в свободное время вместе с друзьями-тимуровцами помогал бабушкам колоть дрова и носить воду.

Паракино сдулось вместе с Советским Союзом: колхоз закрыли, работы не стало, заброшенные дома понуро склонили крыши. Женя Ледяйкин в это время окончил Российский университет дружбы народов в Москве, женился, дослужился до топ-менеджера крупной компании, возглавил организацию "Голос эрзи" (мордва — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя), жил в столице и на общественных началах занимался вопросами развития родного языка и национальной культуры эрзян.

Ледяйкины решились на переезд, когда в 2015 году в деревне умер отец Евгения. После смерти деда остался без присмотра их старший сын, который тогда учился в республиканском лицее для одаренных детей в Саранске. Ледяйкины сняли квартиру в столице Мордовии, начали ремонтировать родительский дом в Паракино, а рядом заложили фундамент нового, который строили весь 2017 год. Одновременно Ледяйкин создавал бизнес — компанию по разработке и установке инженерных систем, учредил организацию "Новое село" и готовился побороться за первый президентский грант. "Не знаю, как мы выжили", — признается Евгений. Особенно тяжело переезд переживала Тара. Новый город, более закрытые и суровые люди, любопытные взгляды: Тара из Тувы, а тувинок на улицах Саранска, и тем более Паракино, встретишь не часто.

Мужики за работой

Жители Паракино энтузиазм Ледяйкина тоже разделили не сразу. "Чинить заборы и собирать мусор на кладбище должна власть", — справедливо рассуждали люди, когда Евгений Ледяйкин предложил односельчанам привести в порядок погост — пожалуй, единственное место в селе, где паракинцы еще иногда собирались вместе. Ледяйкин объяснял: вся власть в Паракино — это одна хрупкая женщина, глава села, и она обычный человек, а не супергерой. Так почему бы не взять ответственность на себя и не починить забор? Взяли и починили.

Тогда Евгений решил: надо чаще встречаться — и придумал проводить в Паракино День села.

День села теперь проходит ежегодно на Троицу. В 2018 году учредили новый праздник ко Дню семьи, любви и верности и для празднования обустроили площадку в поле у древнего родника "Ашо лисьма" ("Белый родник"), который специально отыскали и благоустроили. Рядом с родником мужики сделали беседку, установили столы и скамейки, построили колодец.

Бабушки на велосипедах

Утром в Дом культуры со всего села и из соседних деревень, придерживая сумки и авоськи, спешат бабушки. Некоторые едут на велосипедах. Встречать гостей в понимании паракинцев — значит достать из закромов "целебные отвары", напечь национальных пирогов, накрыть стол на несколько десятков человек и петь мордовские песни акапельно и под гармонь. Неподготовленного человека такой прием впечатляет на всю жизнь.

Вы угощайтесь, это же диетическое! С медицинской точки зрения! — подбадривает фельдшер местного фельдшерско-акушерского пункта Валентина Храмова, когда заботливые женщины в национальных костюмах протягивают мне рюмку крепкого "целебного отвара". Валентина Петровна, скромная улыбчивая женщина, днем трудится фельдшером, а в свободное время вышивает мордовские узоры и картины из бисера вместе с дюжиной других мастериц: в Паракино у них артель вышивальщиц.

Пока одни вышивают — другие поют. На 500 жителей в селе сегодня три коллектива исполнительниц народных песен и частушек. И даже говорят паракинцы немного нараспев, с завитушками в интонациях.

Чтобы было где собираться, жители села отремонтировали Дом культуры, в котором еще три года назад птицы вольготно устраивали гнезда — не было ни окон, ни пола, ни отопления. "Мы сделали стены, окна, все покрасили, подштукатурили, постепенно сделали отопление и электричество, а б/у шторы и кресла нам передал березниковский Дом культуры. Еще купили бильярд на свои деньги", — рассказывает Евгений Ледяйкин. Деньги на ремонт собирали всем миром, а в возрожденном Доме культуры на средства президентского гранта реализовали "сельский семейный клубный центр".

С участием ансамбля Евгений Ледяйкин планирует реализовать очередной проект, получивший президентский грант, — собрать и записать песни, которые пели в Паракино и соседних деревнях, а также издать буклет с нотами и словами песен.

Ожерелье из бусинок

Как минимум один дом в Паракино уже возродили: в родовом доме Евгения Ледяйкина, где он провел свое детство, 1 декабря открылся "Дом традиций". Здесь можно присесть на кровать, которую делал дед Евгения, плотник Макар Гаврилович, заглянуть в шифоньер, покрутить прялку, рассмотреть эрзянские костюмы и нарядные занавески на окнах, приготовить в печке национальные пироги и представить, рассматривая черно-белые фотографии, как когда-то всем селом жители Паракино выдавали девиц замуж и провожали молодцов в армию.

Организовать музей помогла команда сотрудников Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзии лично заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Наталья Челмакина.

Кнопка включения села

Евгений Ледяйкин уверяет, что понял, как именно нужно собирать бусинки в ожерелье и создавать новое село, в которое интересно было бы приезжать людям, где захотелось бы построить дом себе или родителям и где хотелось бы жить.

"Молодежь в селе не удержать. Наоборот, надо дать им возможность посмотреть мир и при этом создать условия, чтобы они вернулись",- говорит Евгений Ледяйкин

Я убежден: любовь к малой родине — это ресурс, который может поменять все, и именно через любовь к своему детству, воспоминаниям мы попробуем сохранить и развить свою территорию и показать другим, что это возможно без колоссальных финансовых затрат. Проект "Дом традиций", например, можно реализовать в каждом селе, даже без грантов, для этого нужно подключить ресурсы в виде администрации села, школы, работника библиотеки, работников культуры. Важно, чтобы над проектом работала команда, эта команда потом сможет сделать любые другие проекты в своем селе. Мы хотим, чтобы наш опыт видели в других селах страны и пытались его реализовать, потому что деревня сохраняет нашу традиционную культуру, нашу российскую идентичность, сильная деревня, ее уклад и традиции — это залог суверенитета нашей страны.

Сейчас уже ничто не мешает жить в деревне и работать в городе: от Саранска до Паракино — час езды, а интернет позволяет вообще работать удаленно, продолжает Ледяйкин. - Но транспортную доступность все же нужно развивать, чтобы люди, которые родились в селе, чаще приезжали, привозили детей, внуков, чтобы начала работать преемственность поколений, чтобы бабушки начали цепляться за внуков, а внуки за бабушек, и уже внуки тянули бы родителей в деревню. А наша задача — создать инструменты, которые поддерживают интерес уроженцев села к этнографии, культуре, национальной кухне и помогают ответить на вопросы: кто я, почему я такой, в чем мои смыслы.

Автор: Татьяна Румянцева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 388

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика