О региональном центре
141311 Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Глинково, 77
телефон: +7 (495) 223-70-33
e-mail: rosagroconsult@mail.ru

Закон для кого?

В настоящее время Минсельхоз РФ ведет разработку федерального законопроекта об органическом сельском хозяйстве, который во многом определит условия для сельхозпроизводителей.

Вторая редакция законопроекта была опубликована 17 июля 2013 года на сайте Минсельхоза РФ и разослана на межведомственное согласование. На основе замечаний Министерств, законопроект был доработан, таким образом, это третья редакция законопроекта. В планах Минсельхоза РФ внесение законопроекта в Государственную Думу в осеннюю сессию 2013 года.

Союз органического земледелия приглашает Вас к обсуждению законопроекта. Во вложении высылаем третью редакцию закона с правками и комментариями Союза органического земледелия. Если нужно, пришлем просто текст третьей редакции, без таблицы. Будем рады получить Ваше мнение, замечания и предложения.

Ближайшие официальные мероприятия, на которых будет обсуждаться закон:

- 28 ноября общественные слушания в Общественной палате РФ по социальным и экологическим проблемам села (время и контакты организаторов сообщим дополнительно)

- Круглый стол в Госдуме по закону об органическом сельском хозяйстве (декабрь 2013, дата пока неизвестна)

Задача обсуждения – сформировать мнение профессионального сообщества до внесения закона в Госдуму на момент первого чтения. На втором чтении необходимо будет аргументировано отстаивать коллективные правки через депутатов. Союз органического земледелия разослал письма о законе на депутатов аграрного комитета, комитета по бюджету и налогам, комитета по противодействию коррупции, на Министерство экономического развития, в Совет Федерации. Ждем ответов.

В законопроекте предлагается установить в России полный государственный контроль (надзор) за всеми процессами производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Что это значит? Это значит, что чиновники будут иметь полную власть над сельхозпроизводителями. Причем правила производства устанавливают тоже чиновники, самих этих правил еще нет. Для сельхозпроизводителей полный госконтроль и отсутствие альтернативы повышает риски давления и субъективных решений. Пришел инспектор, ему что-то не понравилось, и он отозвал сертификат органического производства. Появились в районе конкуренты, дали чиновнику взятку, они пришел и приостановил производство. В инспекции органического производства многие решения принимаются субъективно, т.е. просто мнения инспектора будет достаточно. К тому же некоторые производители уже получили сертификаты и получается им заново придется получать сертификаты теперь уже у государства.

Настораживает, что в третьей редакции закона появились дополнительны требования. Теперь не только нужно сертифицировать продукцию, но и технологии производства, утилизацию отходов, нужно иметь необходимое материально-техническое обеспечение производства и хранения (требований пока тоже нет), еще какая-то органическая паспортизация… Сами понимаете сколько дополнительных требований, дополнительных трат времени и денег. Согласны ли вы с этим? В предыдущей версии закона всего этого не было.

Обратите внимание, что в третьей редакции закона убрали требование по отсутствию антибиотиков. Т.е. минимальное количество антибиотиков разрешат. Это выгодно только крупным производителям, у которых большое поголовье и без антибиотиков никак. Согласны ли вы с этим?

С точки зрения государства предложенная система контроля представляется нецелесообразной по ряду причин:

1) Такая система требует нецелесообразных финансовых затрат от государства и формирование отдельного штата сотрудников государственного органа испольнительной власти, осуществляющего контроль (надзор). В отличие от традиционного производства, где контролируется только конечный продукт, в органическом сельском хозяйстве контроль осуществляется на всех этапах жизненного цикла продукции (от поля до прилавка), что создает дополнительную нагрузку на проверяющий орган.

2) Запуск и функционирование такой системы требует от государства затрат на обучение и подготовку сотрудников органа, осуществляющего контроль (надзор). На данный момент обучение органическому сельскому хозяйству в России отсутствует, компетентных специалистов единицы. Необходимо создание и самой системы обучения сотрудников контролирующих органов.

3) Система государственного контроля непрозрачна, во многом субъективна

4) Создается поле для коррупции

Во всем мире успешно функционирует система контроля за органической продукцией с помощью независимых систем добровольной сертификации с прозрачными требованиями и методиками проверки. Государство лишь определяет общие правила игры и контролирует сертификаторов, ведет реестры сертифицирующих организаций. В такой модели нет места коррупции, она не требует финансовых затрат и увеличения штата госслужащих. За внедрение такой системы контроля качества выступает Союз органического земледелия. В такой системе у сельхозпроизводителя есть возможность выбирать подходящие ему системы сертификации и если не сложились отношения с какой-то системой сертификации, то есть возможность перехода в другую систему сертификации. Любые манипуляции, некачественное и субъективное инспектирование, давление на сельхозпроизводителей - грозят частным системам сертификации репутацией и потерей бизнеса. Между системами сертификации по практике развивается здоровая конкуренция, в том числе по ценам на сертификацию, что не дает завышать цены.

Законопроект "О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" не корреспондирует с международными нормами, не признает международные требования к органической продукции. Это ведет к изоляции российского законодательства в сфере органического земледелия и его полной недееспособности на мировом рынке органической продукции, в то время как у России, по оценкам ФГУП "ВНИИ АГРОЭКОИНФОРМ", экспортный потенциал в сфере органической сельскохозяйственной продукции составляет 300-400 млдр рублей.

Законопроект "О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" разрабатывается без учета мнения профессионального сообщества, отраслевых союов (ассоциаций), в документе отсутствует взаимосвязь с реальным положением дел в органическом сельском хозяйстве.

Выводы:

Реализация законопроекта "О производстве органической продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" на территории России потребует значительных нецелесообразных финансовых затрат от государства. Данный законопроект создает систему, которая существенно ограничивает развитие органического сельского хозяйства России. Законопроект способствует образованию благоприятной среды для коррупции и недобросовестной конкуренции.

Предложения:

Союз органического земледелия предлагает доработать законопроект с учетом следующих предложений:

1) Систему контроля за органической сельскохозяйственной продукцией представить в законопроекте следующим образом: государство аккредитовывает и контролирует системы добровольной сертификации органической сельскохозяйственной продукции, ведет реестр систем добровольной сертификации. Контроль (надзор) за органической сельскохозяйственной продукцией осуществляют аккредитованные системы добровольной сертификации, они же ведут реестры производителей такой продукции.

2) Добавить в законопроект признание международных стандартов

3) Добавить пункт о возможности профильных союзов (ассоциаций) принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, методических рекомендаций в области развития органического сельскохозяйственного производства

4) Параллельно с законопроектом принять национальный стандарт на органическую сельскохозяйственную продукцию и технический регламент на органическую сельскохозяйственную продукцию

Автор: Алексей Чернов

По этой теме: органическое сельское хозяйствозакон

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 4901

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
  • Район
  • Регион
  • Страна
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика