25 ноября в Москве завершил работу V Всероссийский конгресс экономистов-аграрников.
Среди субъектов Российской Федерации производство сельскохозяйственной продукции в 2012 году было прибыльным в 66 регионах.
Вместе с тем во время обсуждений было отмечено, что не все целевые показатели Государственной программы выполнены, в том числе, по производству продукции растениеводства и животноводства, по обновлению парка тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов.
Существенно осложнил положение опережающий рост цен на промышленную продукцию по сравнению с сельскохозяйственной. Ни в одной стране мира нет такого диспаритета цен, когда литр солярки по стоимости равен пяти килограммам зерна, один киловатт электроэнергии равен половине килограмма зерна. Ежегодно этот разрыв увеличивается. Ни зерно, ни молоко производить в таких условиях становится не выгодно.
Усугубляют сложившую ситуацию высокая закредитованность сельхозтоваропроизводителей и быстрый рост расходов на обслуживание кредитов в ущерб развитию производства. Некоторые предприятия и организации АПК имеют просроченную задолженность не только по основному долгу по кредитным договорам, но и по уплате процентов по ним. При этом возможность сельскохозяйственных организаций взять новые инвестиционные кредиты ограничены. По состоянию на 1 октября 2013 г. объем ссудной задолженности составил 2 трлн руб. Многие предприятия находятся на грани банкротства.
В выступлениях ученых была также затронута тема реформирования РАН и Россельхозакадемии. После принятия Федерального закона "О российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ликвидируется Россельхозакадемия, институты передаются в ведение Федерального агентства научных организаций (ФАНО) в результате чего, по мнению участников конгресса, будет нарушен механизм передачи достижений науки в производство и, как следствие, усилится процесс отставания отечественного сельского хозяйства от ведущих стран мира. Научное обеспечение реализации Государственной программы станет не достаточно эффективным.
Участники Конгресса, с учетом обмена мнениями по обсуждаемой теме, считают необходимым обеспечить:
- разработку мер по повышению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей до уровня рентабельности производства сельскохозяйственной продукции как минимум 25-27% с тем, чтобы создать условия для расширенного воспроизводства, повышения конкурентоспособности продукции, наращивания объемов ее производства, достижения параметров, определенных Государственной программой развития сельского хозяйства;
- стимулирование инвестиций в агропромышленное производство, включая их привлечение, а также в ряде случаев и прямое государственное субсидирование для обеспечения модернизации и инновационного развития АПК;
- разработку предложений по широкому развитию кооперации и агропромышленной интеграции среди сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий;
- усиление тарифной защиты при импорте тех видов продовольствия, которые могут в достаточном объеме производиться в России;
- проведение реструктуризации долгов сельскохозяйственных организаций;
- определение территорий, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства.
Учитывая исключительную важность обеспечения продовольственной безопасности России, следует направить усилия руководителей федеральных, региональных органов управления АПК, ученых и работников сельского хозяйства на социальное развитие села, повышение занятости и заработной платы, производительности труда, финансового обеспечения федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в объеме, предусмотренном паспортом программы.
В сфере земельных отношений рекомендовано обратить внимание на выделение зон ценных земель, подлежащих особой охране; повышение эффективности использования земель за счет усиления административной ответственности владельцев неиспользуемых участков; возвращение в севооборот заброшенных сельскохозяйственных угодий, пресечение рейдерских захватов земли и незаконных переводов земель сельскохозяйственного назначения в другие категории; восстановление землеустроительной службы в стране, обеспечивающей рациональное землеустройство и оценку земель сельскохозяйственного назначения.