Стратегическая сессия "Повышение инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ в Челябинской области" прошла на базе площадки ТОП-КЛУБ 27 июля
Сегодня модернизация коммунального комплекса – одно из ключевых направлений работы Минстроя России. На государственной уровне ведется активная работа по реформированию отрасли, а на местах достигаются первые результаты по повышению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и привлечению в отрасль частных инвестиций.
В настоящее время фактически завершена работа по подготовке нормативной базы, направленной на создание условий для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Принято порядка 30 нормативных правовых актов, в том числе 16 за последние полгода. Взят курс на переход к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. Утверждены ключевые законодательные изменения, направленные на создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ, формирующие новые "правила игры".
Однако основная задача на местах – адаптация и эффективное выполнение нового законодательства.
27 июля в конференц-зале Челябинск-Сити главы малых городов Челябинской области встретились обсудить задачу повышения инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ в регионе.
Инициаторами и организатором встречи стало Общероссийская общественная организация "Российское управленческое сообщество" и Ассоциация выпускников президентской программы Свердловской области.
Главы провели работу в формате стратегической сессии, подразумевающую активную вовлеченность в диалог всех участников мероприятия, где каждый предлагал идеи по ключевым вопросам. Сессия была разделена на три основных блока:
1. описание текущей ситуации в сфере ЖКХ в Челябинской области (с выявлением проблем);
2. определение основных стейкхолдеров сферы ЖКХ с фиксацией их позиций в сфере ЖКХ;
3. определение ключевых позиционных дефицитов/запросов на развитие.
По итогам первой части мероприятия участниками встречи были выявлены основные проблемы, с которыми сталкиваются руководители муниципальных образований (МО), ответственные за сферу ЖКХ:
- изношенность сетей;
- неэффективность котельных;
- рост тарифов (ключевая проблема для ЖКХ, т.к.естественные монополии увеличивают тариф, и иные игроки/поставщики услуг в сфере ЖКХ не могут "вписаться" в получившуюся дельту);
- кассовый разрыв – из-за низкого уровня доходов в регионах люди фактически не могут платить по тарифам, и фактический сбор за услуги ЖКХ на местах чрезвычайно мал;
- проблемы в моногородах: отток населения и более высокая стоимость услуг, возникающая из-за этого;
- в области водоснабжения/водоотведения – инвестиционная непривлекательность данной сферы: из-за тарифного разрыв инвестор не может покрыть собственные затраты и покрыть издержки на вход в отрасль);
- бесхозные сети как расходная статья.
Далее после небольшого перерыва главы городов и их заместители по вопросам ЖКХ приступили к непосредственному предложению идей и выстраиванию основных позиций по их решению.
В ходе беседы было выяснено, что исходный запрос на тарификационную реформу может быть нивелирован в случае повышения инвестиционной привлекательности региона. Таким образом население региона получит дополнительные рабочие места и возможности для повышения индивидуального благосостояния, и вопрос неуплаты платежей по ЖКХ отпадет (люди фактически будут платить).
Основные запросы, выявленные в ходе сессии сосредоточились на поддержке бизнеса (в основном малого и среднего в регионах) и свелись к следующему:
1) льготный период налогообложения для инвесторов (например, в рамках индустриальных парков) – может быть еще более эффективно реализовано при поддержке территориальной инфраструкутры (например, развитие дорог и энергообеспечения строящихся индустриальных парков);
2) единый финансовый оператор на несколько городов – например, банк, предоставляющий льготные условия кредитования для инвесторов с учетом региональных потребностей ("длинные сегментированные деньги");
3) уход от монозависимости в моногородах – и появление дополнительных возможностей для инвестирования/реализации;
4) экологические программы реабилитации регионов – допуск международных экологических организаций/экспертов для внедрения программ улучшения окружающей среды в отдельных проблемных регионах (наиболее актуально для промышленных МО Челябинской области).
Руководители муниципальных образований выразили готовность в ближайшее время развить полученные на сессии результаты и предложить проекты изменений у себя в городах.