А лазурь такая впереди,
Что не жаль прошедшего пути.
(из песни иеромонаха
Романа (Матюшина)
В нашей Большеигнатовской средней школе большое внимание уделяется людям старшего поколения, ветеранам педагогического труда. Просматривая недавно в библиотеке подшивку районной газеты "Восход" за прошлые годы, я увидел в одном из номеров интересную заметку о встрече в школе с педагогами, находящимися на заслуженном отдыхе (2006 год). Читаю: "…День учителя и День пожилых людей – эти два осенних праздника стоят рядом…Тепло и душевно среди коллег велась беседа….А Татьяна Ивановна Свистова поздравила своих коллег на трех языках – русском, немецком и мордовском…".
И вот я в гостях у Татьяны Ивановны, моей учительницы. Тот же добрый, материнский взгляд, с детства знакомый, негромкий голос, вижу по глазам – рада бывшему ученику. Все же это – урок, только проходит он в очень теплой, домашней обстановке. Вместе рассматриваем фотографии, Татьяна Ивановна с улыбкой рассказывает о своей учебе. Окончила Большеигнатовскую среднюю школу в 1953 году и поступила в Мордовский, в то время, педагогический институт на факультет немецкого языка. Требования в вузе были очень большие, но трудолюбия молодой студентке было не занимать, к тому же было очень интересно, ведь мечта ее о будущей профессии сбылась. Глядя на фотографии, Татьяна Ивановна рассказывает о своих вузовских преподавателях (хорошо помнит всех по имени-отчеству), о своих подругах-однокурсницах. Занимались не только на лекциях, но и вместе проходили педагогическую практику.
Пришлось пройти и такую памятную трудовую практику, как поездка после окончания второго курса в составе студенческого отряда в Павлодарскую область Казахстана для оказания помощи государству в уборке первого урожая на целине.
Целинникам помогала вся страна: были студенты не только из других областей, но и республик, самых разных национальностей. Урожай удался на славу, зерна было очень и очень много. На фотографиях того периода - студенты за работой, и в минуты отдыха. "Вот это – наш бригадир, это – студенты из Украины, а вот мы с моей подругой Раей Караевой (эрзянка из соседней Нижегородской области), - рассказывает Татьяна Ивановна. Было очень весело, принимали нас очень тепло. А когда мы уезжали, то провожали нас очень трогательно. Колонна была более чем из сорока машин. Помню, едем, а на полях еще продолжалась уборка, до сих пор перед глазами – огромные горы зерна, словно воплощение могущества и богатства нашей страны. Кто-то играл на гармошке, студенты пели частушки, что-то вроде:… "прощайте, танцы под луной, прощай, целина, в свой край родной мы уезжаем, и не вернемся мы сюда"…
Время шло своим чередом, учеба продолжалась, оставалось совсем немного времени до окончания пединститута. Но судьба распорядилась так, что произошла реорганизация ведущего вуза нашей республики, и, поступив в Мордовский государственный пединститут в 1953 году, окончила Татьяна Ивановна уже Мордовский государственный университет в 1958 году. Время учебы увеличилось с четырех до пяти лет. Студенты немного посетовали на это, но затем смирились, ничего не поделаешь: порядок есть порядок. Памятная фотография того выпуска так и называется: "Первый выпуск мордовского государственного университета. Факультет немецкого языка".
Задолго до окончания вуза возникали мысли о будущем месте работы. Татьяне Ивановне очень хотелось стать учителем в школе, ей нравилась работа с детьми и время прохождения педагогической практики в школах г.Саранска. В то время была обязательная система распределения выпускников вузов. И получилось так, что лучшую подругу-однокурсницу Раю Караеву направили в один из дальних регионов нашей страны. Она, конечно, не хотела уезжать далеко от родных мест, но система была обязательной. Спрашиваю: "Татьяна Ивановна, а впоследствии вы, наверное, виделись, или переписывались с Вашей студенческой подругой Раей?" - "Нет, - отвечает она, - это сейчас есть мобильный телефон, номер набрал, и можно разговаривать. В то время не было такой связи, мы с ней больше не встречались".
В то время Татьяна Ивановна уже дружила с красивым, видным Александром Григорьевичем Свистовым. Как только он узнал, что ее могут направить по распределению в один из регионов нашей необъятной страны, - потерял покой. Принял все возможные меры, но не допустил, чтобы будущую супругу направили бы в дальние края. Добился он на приеме у заведующего отделом образования распределения Татьяны Ивановны в свой родной Большеигнатовский район.
Вскоре Татьяна Ивановна получила направление в Барахманскую среднюю школу. Об этом периоде своей работы она рассказывает с большой теплотой в голосе, вспоминает бывших коллег и своих учеников. На фотографиях того периода - многие ее ученики и коллеги, мы даже находим общих знакомых, педагогов, которые впоследствии работали в школах нашего района.
Проработав пятнадцать лет в Барахманской средней школе, Татьяна Ивановна была переведена на работу в Андреевскую школу. В это же время семья перешла в перевезенный из с.Атяшева дом, где и проживает в настоящее время. Проработав один год в Андреевке, Татьяна Ивановна была переведена учителем немецкого языка в Большеигнатовскую среднюю школу, где и преподавала немецкий язык до выхода на заслуженный отдых. Вместе с супругом Александром Григорьевичем воспитали трех детей: старшая дочь Светлана сейчас вместе с семьей проживает в г.Саранске, сын Владимир с супругой Любовью живут вместе с Татьяной Ивановной. "Это хорошо, что они всегда рядом", - говорит Татьяна Ивановна. Младшая дочь Галина живет в г.Санкт-Петербурге. Всем детям дали хорошее образование. У Татьяны Ивановны 3 внучки.
Вдруг зазвонил мобильный телефон снохи Любы. Это как раз во время нашей беседы позвонила внучка Светлана. Откуда позвонила? Не поверите, - из Германии! "Света сейчас едет в Дрезден. Мы сказали ей, что Вы у нас в гостях, она просила передать Вам большой привет, она же - Ваша ученица", - говорит мне Люба.
Дело в том, что я сам окончил тот же вуз, и тот же факультет, что и Татьяна Ивановна. Когда я работал уже в нашей, Большеигнатовской средней школе учителем немецкого языка, судьба распорядилась так, что одной из моих учениц и была Светлана, внучка Татьяны Ивановны. Света отличалась усидчивостью, добросовестностью, вместе с подругами посещала дополнительные занятия по немецкому языку в действующей тогда очно-заочной профильной школе, аккуратно записывала все лекции. Являлась победителем районных предметных олимпиад и призером республиканских конкурсов исследовательских работ по немецкому языку. И было само-собой разумеющимся, что после окончания школы Светлана поступила на тот же факультет того же вуза, что и ее бабушка, Татьяна Ивановна.
Окончив факультет иностранных языков нашего мордовского госуниверситета с отличием(!), Светлана уезжает в Германию на стажировку сроком на один год. Драгоценное время, проводимое среди носителей немецкого языка, приносит много пользы. Появляется возможность поработать в Германии еще один год. Светлана соглашается, ведь знания нужно постоянно совершенствовать. Более того, Светлана, постоянно работая над собой, поступила в один из вузов Германии(!).
Светлану я видел года полтора назад: ехал по делам в Кемлю, а она - до Саранска, и дальше, до Москвы, а затем – в Германию. Всю дорогу разговаривали. Спросил ее, действительно ли там сейчас много мигрантов? "Да, - отвечает,- я живу сейчас в Мюнхене, иногда на улице смотришь – кругом выходцы из Азии и Африки, немцев, порой и не видно совсем". Что поделаешь, это уже последствия чьей – то политики.
Беседую с Татьяной Ивановной, а сам думаю о том, сколько же доброты, заботы и тепла отдала она нам, своим ученикам, растила своих детей, помогает воспитывать внуков. Вспомнились школьные годы, уроки немецкого языка, высочайший профессионализм Татьяны Ивановны, который заключался в блестящем знании преподаваемого предмета, в том, что мы каждый урок работали, не теряя ни минуты, в том, что никогда и ни на кого она не повышала голос, никого не обидела словом. Со временем приходит понимание того, что, обучая иностранному языку, она также прививала нам ценности, такие, как: стремление к истине; справедливость; приобретение знаний; порядочность; ценность личности; социальная активность; доброжелательность в отношениях и взаимопомощь. Овладение этими ценностями и сегодня рассматривается в педагогике как цель воспитания.
Педагоги, воспитавшие наше поколение, заложили в нас такой запас прочности, что те незыблемые ценности помогают и жить, и работать в это сложное время самых различных преобразований. Спасибо вам за это, наши учителя! Спасибо Вам, Татьяна Ивановна! Знаю, что, прочитав эти строки, к моим словам благодарности присоединятся многие Ваши ученики!
Вот и подошла наша беседа к завершению. Словно вернулся в школьные годы, побывал на уроке у своей учительницы. Только урок этот был посвящен прожитым годам, урок получился длиною в жизнь. Встаю из – за стола, благодарю, прощаюсь с Татьяной Ивановной, подхожу к двери. Вдруг она негромко меня окликнула: "Женя!" - "Да",- отвечаю, повернувшись к ней (наверное, моя учительница даст, как и положено, домашнее задание), - "Передай привет Раисе Яковлевне, твоей маме!"...