Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия

431670, Республика Мордовия, Большеигнатовский район, с Большое Игнатово, ул Советская, 38
телефон: +7 (83442) 2-10-70, 2-11-41
e-mail: woshodbi@moris.ru

Культура наших предков

Наши предки пронесли через многие тысячелетия и оставили нам богатейшее духовное наследие — фольклор.

Для желающих закрепить свои знания по изучению эрзянского фольклора хочу порекомендовать серию книг "Устно-поэтическое творчество мордовского народа". Это 13 томов фольклора различных жанров, собранного в различных регионах нашей необъятной страны.

Тексты в книгах даны с параллельным русским переводом (так, что можно понять слова, не встречающиеся в нашей местности).

Над серией этих книг работали К.Т. Самородов, Л.С. Кавтаськин, В.Л. Имайкина, А.Г. Борисов, A.M.Шаронов, А.Г. Самошкин, Э.Н.Таракина, В.Г. Беляков и другие.

Вышла в свет "Масторава" — книга эпоса на эрзянском, мокшанском и русском языках, где народная поэзия литературно обработана A.M. Шароновым.

Очень популярны сборники "Эрзянь ёвтамот", собранные В.К. Радаевым и М.А. Втулкиным, "Легенды и предания" Л.В. Седовой, "Пингеде пингес кандозь вал" ("Слово, пронесённое через века"), "Ёвксонь кужо" ("Сказочная поляна") Маризь Кемаль, "Сиянь рисьметь" ("Серебрянные цепочки") B.C. Брыжинского. Быстро разошлась серия подарочных миниатюрных книжечек "Сказания мордвы" (под редакцией Т.С. Барговой). В общем, желающим узнать и изучить поэтическое творчество родного народа, есть достаточно материала в наших библиотеках.

Наши предки пронесли через многие тысячелетия и оставили нам богатейшее духовное наследие — фольклор. Слово "фольклор" английское. Оно обозначает — народное творчество, знания народа.

Наши прапрадедушки (ине покштянок), прапрабабушки (ине покшаванок) были очень поэтичными и талантливыми людьми.

Ими сложено большое количество мифов, сказаний, легенд, преданий (ёвтамот), сказок (ёвкст), песен (морот), пословиц и поговорок (валмеревкст), загадок (содамоёвкст), нурька морынеть (частушки) и т.д.

Вот рождался у женщины ребёнок. С первых дней своей жизни он слышал мамины колыбельные песни (лавсень морот), пестушки (дёлямот). По мере своего роста ребенок погружался в мир народных бабушкиных сказок, песенок, поговорок и загадок. Ему становились известны Пелькине, Ловняське, Сиянь пейне, Дуболго Пичай, Чаулкай, Тумо Петя и другие персонажи эрзянских сказок. С дикими животными он знакомился сначала тоже как с персонажами сказок. Со временем он начинал гордиться такими личностями, упомянутыми в легендах, преданиях, как инязор Тюштя, Сабан-богатырь, Киля, Сурай, Качел, Русяй и др.

Затем он сам начинал придумывать считалки (ловомкат), дразнилки (травамкат), трудноговорки и скороговорки (кельяжамот). Многие подвижные игры детей сопровождаются рифмованными текстами.

В царской России из нерусских народов мало кто учился в школе. Общение в семье, со взрослыми и со своими сверстниками, усвоение существующих жизненных устоев было для ребенка и школой, и университетом.

Вот играется в селе свадьба. Это настоящий спектакль, который длится целую неделю. Дети были постоянными зрителями свадебного церемониала. Они слушали и запоминали мелодии и слова песен свах, причитаний невесты (урнемат), частушки, хоровые корильные песни (парявтнемат), величальные (шнамонь морот), шутки, розыгрыши...

Но вот в семье случилось горе — умер кто-то из близких. Дети также свидетели этого скорбного события. Они слышат плачи (лайшемат) по умершему, в которых печально и поэтично рассказывается о его жизненном пути, связях с близкими, о его добрых делах. В плаче женщина выплёскивает всю свою печаль, тоску и боль по покойному. Слушая эти рыдания-плачи, все присутствующие невольно наполняются теми же эмоциями, что и плакальщица. Происходит сопереживание. Многие не могут сдержать своих слёз.

Дети наблюдали и участвовали и в проведении календарных обрядов: встрече лета (Кизэнь вастома), Дне урожая (Норовавань чи), Колядки в день свиньи (Тувонсяень калядамот) и др.

Настоящей школой для девочек было посещение дома для посиделок (аштема кудо), где молодые и старые эрзянки выполняли свою женскую работу, сопровождая её рассказами, шутками, песнями.

Надо отметить, что народный фольклор имеет свои специфические особенности. Во-первых, каждое произведение создается коллективно. Оно передается из уст в уста, обрастая различными деталями, интонациями. Забывается, кто автор, т.к. все принимают участие в его творчестве.

Во-вторых, это устное произведение. Рассказчик передает его своими словами.

В-третьих, у фольклорных произведений много вариантов. Это и понятно: ведь каждый рассказчик вносит в его исполнение что-то своё, и, накапливаясь, они частично меняют содержание. Бывает так, что одну и ту же сказку в разных местностях передают по-разному, одну и ту же песню поют на свой мотив, и даже слова меняются.

Как же дошли через тысячелетия к нам фольклорные произведения нашего народа? Каким образом, знакомясь с ними, мы, как бы слушаем голоса наших предков, впитываем в себя их мудрость, чувства, юмор?

Мы должны быть благодарны за это фольклористам — людям, которые собирали это бесценное наследие для нас, потомков. Это они ездили, ходили по деревням и сёлам, встречались со старыми людьми, записывали их рассказы, песни. Это финский учёный Хейкки Паасонен, русский академик А. А. Шахматов, фольклористы М.Е. Евсевьев, А.И. Маскаев и др.

Дорогие друзья! Изучайте фольклор наших предков, не лишайте себя удовольствия окунуться в сказочный мир старины, передавайте это бесценное поэтическое наследие своим детям, внукам и правнукам. И тогда, наверняка, будут жить в веках эрзянский язык, культура и мудрость наших предков.

Автор: Римма Жегалина

По этой теме: Эрзянский язык

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 477

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика