Стонет и скрипит, как обычно, деревянный мост, а вот старый железобетонный переезд через р. Толмань на автодороге Новый Торъял – Масканур, когда по нему проезжают автомашины, опасно вибрирует, дрожит как осиновый лист и осыпается крошками. Поэтому водителям школьных автобусов в целях безопасности перед мостом даже приходится высаживать детей, проезжать и продолжать путь, вновь посадив мальчишек и девчонок, уже за переходом. Очень скоро этим мытарствам, похоже, придет конец. Нынче в сентябре, а, может быть, и перед началом нового учебного года через малую речушку планируется пустить в эксплуатацию новый мостовой переход. Так что, в правительстве республики "стоны старого моста", а еще больше - стенания и крики о помощи жителей села Масканур услышаны и, самое главное, уже почти выполнены их многочисленные обращения.
На строительстве мостового перехода впервые мы побывали в начале июня прошлого года. Тогда работы по возведению объекта лишь начинались. Водители Новоторъяльского и Медведевского филиалов АО "Марий Эл Дорстрой" возили из ведомственного местного карьера песок и глину, мощные бульдозеры и тракторы с большими игольчатыми катками разравнивали инертный материал по профилю будущего дорожного полотна, а субподрядная организация "Мостремстрой" лишь собиралась заливать железобетонные опоры.
Читателям напомним, что новое мостовое сооружение возводится на 100 метров выше по течению р. Толмань. Генподрядчиком строительства является Медведевский филиал АО "Марий Эл Дорстрой", которое выиграло конкурс и заключило контракт с заказчиком – ГКУ РМЭ "Марийскавтодор" - на сумму почти 80 млн рублей.
Как рассказал нам мастер Медведевского филиала АО "Марий Эл Дорстрой" В.А. Пекшеев (на нижнем снимке), за прошедшее с начала строительства время завезена и утрамбована большая часть - около 80 процентов - песчано-подстилающего слоя, проведена обратная надвижка растительного грунта. Но впереди еще много работы: нужно сделать основание из щебня в два слоя, затем присыпную обочину, установить около 1000 шт. прикромочных водоотводных лотков, дорожные знаки и барьерные ограждения. На объекте в эти дни трудится 10 дорожников – это грейдеристы, бульдозеристы, экскаваторщики, рабочие, в том числе студент практикант ПГТУ "Волгатех". В целях экономии рабочего времени они ночуют и отдыхают в гостинице "Восточная" п. Новый Торъял, обедают, благо платят командировочные, также в райцентре, а на выходные выезжают по домам – в Медведево и Йошкар-Олу.
А вот мостовики, 10 рабочих ГУП "Мостремстрой", свою работу почти закончили: установили четыре мощных опоры, балки, "одели" одежду проезжего полотна в виде монолитного бетона, в настоящее время завершают бетонирование конусов – места примыкания насыпного откоса с так называемыми устоями или концевыми опорами. По словам прораба этой организации И.А. Белгузова (на верхнем снимке), в текущем месяце им остается установить перильное ограждение и покрасить элементы конструкции моста, а когда новый переход будет сдан в эксплуатацию, им предстоит демонтировать старый.
Думается, для масканурцев скорое открытие нового моста станет настоящим праздником.