Малокомплектная школа – это особый мир. Это большая дружная семья. У многих складывается впечатление, что если сельская школа, то это учебное заведение не отличается высокой образовательной и воспитательной эффективностью.
Так ли это?
В Куанпамашской школе всего 30 обучающихся. Обучением и воспитанием занимаются 10 учителей.
В любой организации если не все, то многое зависит от руководителя.
С 2010 года школу возглавляет Людмила Владимировна Маркова, человек целеустремленный, неиссякаемой энергии, ответственный. Людмила Владимировна родилась в д. Памаши. После окончания Оршанского педучилища в 1984 году пришла работать в родную школу и с тех пор осталась верна ей.
Не отрываясь от работы, училась в МГПИ им. Н. Крупской на заочном отделении. 35 лет – таков педагогический стаж у руководителя.
Рядом - коллектив, который всегда поддержит и поможет.
Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты, профессионализма. Учащимся Куанпамашской школы повезло. Здесь работают учителя, увлеченные своим делом, живущие школой, любящие детей, как своих, дающие крепкие знания.
Учитель русского языка и литературы Алевтина Геннадьевна Подрезова и учитель начальных классов Валентина Юрьевна Блинова в 2013, 2017 годах принимали участие в районном конкурсе профессионального мастерства "Учитель года" и стали победителями, защищали честь района в республиканском конкурсе.
На 2019-2020 учебный год школа на 100% укомплектована педагогическими кадрами. Выручают учителя, которые находятся на заслуженном отдыхе. Возраст педагогов – от 48 до 67 лет. Опыт, мудрость, душевная красота присуще учителям Валентине Андреевне Борисовой, Виктору Арсентьевичу Новикову, Нине Александровне Соловьевой, Лидии Леонидовне Петуховой.
Более 25 лет посвятили школе Надежда Ананьевна Чемоданова, Раиса Ивановна Орлова.
Это истинные носители и хранители традиции и ценностей школы.
Коллектив педагогов состоявшийся, работоспособный. Школа работает по теме "Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов".
С реализацией задач коллектив справляется успешно. Главная опора и надежда директора – заместитель по учебно-воспитательной работе – Алевтина Гурьяновна Иванова.
Основные трудности малокомплектной школы – малочисленность классов. К сожалению, в Куанпамашской школе нет первого, восьмого классов. Самый малочисленный – девятый класс, где всего 2 ученика.
В начальной школе совмещены второй и четвертый классы. Учителю Валентине Юрьевне приходится использовать все свое мастерство и творчески подходить к каждому занятию.
В этой школе по-особенному тепло: атмосфера общего дома, взаимного доверия, крепкий союз учителей, родителей, учеников. Учителей уважают и ценят.
Несмотря на малочисленность, учащиеся стараются принимать активное участие в районных мероприятиях, которые им под силу.
Особенно хочется отметить братьев Коноваловых Романа (девятиклассник) и Дмитрия (шестиклассник), отличников учебы. В прошлом учебном году Роман принимал участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по шести предметам. По математике и биологии стал победителем, а по английскому языку и географии - призером. В республиканском этапе занял второе место по математике. Под руководством учителя биологии и химии Аллы Александровны Таныгиной в районном конкурсе генетиков занял второе место. В течение прошлого учебного года работал над проектом "Выращивание кристалла из медного купороса", который по итогам учебного года занял первое место в школе.
Дмитрий – участник всех творческих конкурсов в районе. Хорошо поет, читает стихи. Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика", призер республиканского форума педагогов и учащихся "И выпала нам честь родиться на Руси" в музыкальной номинации.
Олеся Золотарева в первенстве района по шахматам заняла 3 место. Анна Сидоркина и Анна Чендемерова занимают призовые места в районном конкурсе "Шочмо йылмын юзо вийже". Активное участие принимают в конкурсе детского творчества "Отходы – в доходы" Артем Шабалин (ныне обучающийся НТСОШ), Анна Чендемерова, Ксения Лебедева. Работа Артема "Полезная штучка" отмечена дипломом I степени. Работа Ксении заняла I место в номинации "Подиум".
Эта школа – одна из немногих, где везде чистота, порядок. В этом - большая заслуга учителей, учащихся, работников школы и родителей. Коллектив прилагает все усилия, чтобы сохранить школу в надлежащем виде. Это общая забота. Школа светится изнутри своей чистотой и манит каким-то теплом. Это замечают все, кто посещает школу. Хрустальной чистотой сияют даже окна.
Хочется сказать огромное спасибо за их труд.
У школы есть свой участок, где выращивают овощи для школьной столовой. С 2015 г. в школьной столовой работает Алевтина Арсентьевна Соколова. Картофелем обеспечивают на целый год. В летний период организуют дежурство.
Огромную территорию школы содержать в чистоте – задача нелегкая. Но коллективу школы это удается.
И главный вопрос, который меня интересовал: "Как чувствуют себя в школе ребята из большелумарской стороны, которые охвачены подвозом на школьном автобусе?". "Хорошо!" – прозвучал ответ хором. Реорганизация Большелумарской школы путем присоединения к Куанпамашской произошла в 2015 году. На данный момент осуществляется подвоз 15 обучающихся из Большой Лумари. Водитель Александр Владимирович Чемоданов с особой заботой относится к своим пассажирам.
Его автобус всегда исправен и чист. В поездке детей сопровождают 2 социальных педагога.
Несмотря на то, что школа выполняет свою миссию, учителя стараются давать прочные знания, в глубине души возникает вопрос: "А есть ли будущее у малокомплектных школ?".
Детей в школе становится все меньше. Таких школ в нашей огромной стране немало. По словам директора школы, на будущий год в первый класс должны прийти 1-2 ребенка.
Очень хочется, чтобы в школе было больше учеников и молодых педагогов.
5 октября – День учителя. Среди множества профессий учитель всегда стоял и стоит на особом месте. Нет на земле человека, который бы добрым словом не вспомнил своего учителя, давшего путевку в большую жизнь. Учитель – это не просто профессия. Это служение школе. Это состояние души. Это сердце, отданное детям.