Накануне Дня народного единства жители Кочкуровского района написали Большой этнографический диктант.
Оценить уровень этнографической грамотности, знаний о народах, проживающих в нашем государстве, и проверить знания по истории и культуре мордовского народа в нашем районе можно было на трех площадках, организованных на базах средних школ, – Кочкуровской, Сабаевской и Семилейской. Всего этой возможностью воспользовались 110 человек.
В Кочкурове диктант писали 47 человек, в Сабаеве – 15 и в Семилее – 48. Писавшим диктант выдавался вопросник, бланк для ответов, к которому был прикреплен индивидуальный номер и Сертификат участника. По сложившейся традиции, этнографический диктант проходил в форме тестирования. Задания диктанта включали тридцать вопросов: двадцать – единых для всех россиян и десять - связанных с историей и культурой эрзи и мокши. На написание диктанта было отведено время стандартного урока – сорок пять минут.
Вопросы были занимательные и интересные, требующие от участников диктанта глубоких базовых знаний. Например, в одном из заданий нужно было дать ответ на вопрос: "Россия многокультурная и многоязычная страна. Как государство подсчитывает это многообразие?". Немало тестируемым пришлось поломать голову над вопросом: "В среде какого народа, ныне имеющего статус коренного малочисленного в России, традиционно были распространены железоделательные ремесла, при этом русские переселенцы называли своих соседей "кузнецкие татары"?"
Непростая была часть по истории и культуре мордвы. Трудности вызывали такие пункты в тесте, как "Уроженец Мордовии, Герой Советского Союза, маршал", "В каком году Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область?".
После того как этнографический диктант закончился, люди начали обсуждать вопросы, спорить о правильных ответах, называть причину выбранного ответа и делиться друг с другом новыми знаниями. Наверное, в этом и есть основная задача этнографического диктанта в России – побудить человека узнать что-то о своих соседях по стране и где-то даже выйти из зоны своего информационного комфорта.