Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Володарского муниципального района Астраханской области

416170, Астраханская область, п. Володарский, пл. Октябрьская, 1
телефон: +7 (85142) 9-12-33
e-mail: zarya.kaspia@yandex.ru

Уроки светлой, духовной жизни

Картинка из канувшего в вечность детства. Наши родители, прихватив с собой детишек, приехали в гости к родственникам в город.

Тогда, в конце пятидесятых годов прошлого века, такие поездки были редкостью в любой поселковой семье. Из общественного транспорта — один пароход, который целую ночь добирался до Астрахани.

Народу на нем всегда собиралось много. От цыган, кочующих в поисках лучших мест, до интеллигентного вида командировочных, возвращающихся после очередных проверок в места постоянной дислокации. Сельчане, везущие в город на продажу излишки сельхозпродукции, или отправляющиеся за "дефицитом" в областной центр.

Суматоха, кутерьма, вечно царили на данном плавсредстве. В шуме от работающих паровых котлов с трудом можно было расслышать своего собеседника, поэтому все старались говорить громко, во всю силу своих легких. Поэтому в шуме и гаме невозможно было уснуть, - в итоге в город приезжали невыспавшиеся, утомленные дорожными хлопотами. Отсюда и нежелание брать с собой детей в столь трудную дорогу.

Но нас не с кем было оставить дома, а в городе, у своей дочери жила моя бабушка, которая внезапно приболела и надо было ее навестить.

Так мы и оказались впервые в Астрахани, ходили по гостям, "проведовали" заодно всех родственников — горожан.

В один из таких походов в гости мы оказались у родного дяди отца, где задержались до следующего утра.

Было лето. Светало рано, и я, по сельской привычке, поднялась с солнцем. Не беспокоя взрослых, выскользнула из-под одеяла, накинула платье и намеревалась, не дожидаясь взрослых, отправиться на прогулку по городу.

Дядя Павел со своей семьей жил в самом центре города, на Набережной Первого Мая. Из окон его дома были видны купола собора, расположенного в Кремле и его колокольня. Правда, тогда в кремль попасть было невозможно — в нем располагался военный гарнизон. Об этом говорили взрослые еще вечером и я решила посмотреть: что такое гарнизон.

Потихоньку вышла на веранду, потом во двор. Направилась к старинным, массивным воротам. И вдруг какой-то непонятный голос остановил меня.

Я огляделась вокруг, ничего необычного не увидела, дворовые удобства, неподалеку — детская песочница с деревянным грибком.

А голос все звучал то тише, то громче. Я подняла голову вверх и обомлела: неподалеку, на другой улице, возвышалось здание с куполообразной крышей, неподалеку башенка с кружевным кругообразным балконом по всему периметру по которому ходит человек и о чем-то кричит.

Наверное, у него что-нибудь случилось и он просит о помощи. Ни минуты не раздумывая, я бросилась обратно в дом, чтобы позвать взрослых на помощь.

Мне навстречу выходил дядя Павел, который вставал раньше всех, потому что ему надо было долго добираться на трамвае на работу на Казачий, на судоверфь им. Кирова.

Я бросилась к нему, пытаясь объяснить в чем дело. Дядя Павел, к моему удивлению, не бросился тут же на помощь, а, согнав всегдашнюю улыбку с лица, серьезно ответил: "У него ничего не случилось. Просто он зовет людей на молитву, в мечеть. "А зачем?" - спросила я. - чтобы у них тоже ничего не случилось. Ни войны, ни пожара, ни голода". И он зашагал дальше, торопливо надевая на ходу свою видавшую виды кепку.

А я долго стояла во дворе, вдумываясь в его слова и пытаясь понять своим детским умом смысл тех простых, но в то же время емких слов.

Это было мое первое знакомство с религией вообще, и с Исламом в частности. Самое яркое, самое сильное по глубине эмоционального воздействия. Та картина яркого, солнечного утра, силуэт мечети с минаретом и сильный, необычный голос человека как бы парящего в поднебесье и призывающего людей на разговор с Всевышним.

С тех пор прошло много десятилетий. Ушел в историю двадцатый век. А у меня в ушах до сих пор раздается тот голос, зовущий людей на беседу с Богом.

Нет, я не стала истинно верующим человеком. Но с той поры я стала задумываться о добре и зле, о хорошем и плохом, об основах духовной жизни, что питает душу человека и наполняет смыслом само существование.

Говорят, у каждого свой путь к Всевышнему. У одних — с события, перевернувшего всю прежнюю жизнь, у других — со случайной встречи с чудом, необъяснимым ни одним научным каноном. У третьих…

А вот у имама Володарской мечети Асхата — с бесед с одним из самых дорогих сердцу людей - бабушкой. Он родился в советское время, в 1975 году и был вторым ребенком в семье. Старший брат - Фархат - родился в 1972- ом.

Родители - Бахтыгали Кенжибаевич и Светлана Абдуловна - как и многие володарцы, трудились на производстве, чтобы обесечить безбедное существование семье.

С работы приходили уставшие и занимались домашними делами. На общение с детьми, их воспитание оставалось не так уж и много времени. Они, скорее, воспитывали собственным примером.

Но в одном дворе, в землянке, жила бабушка, и именно она, так уж получилось — или было предопределено свыше — занималась духовным воспитанием внуков.

Она знала много молитв. Практически на каждый случай жизни. И всегда говорила внуку: "Не ленись поблагодарить Аллаха за каждый прожитый день, радостное событие, удачное стечение обстоятельств. И не ропщи, если случилось не так, как задумывалось. Всевышний часто испытывает смертных "на прочность", воспитывая в них смирение и послушание.

Но он же всегда награждает за доброту, помощь близким и даже незнакомым людям, за душевную щедрость и равнодушие к богатству".

Асхат исподволь стал задумываться о смысле человеческого бытия, о добре и справедливости, о необходимости следовать, жить по законам, данным людям Всевышним. Он послушно заучивал молитвы, благо детская память цепкая и старался избегать дурных компаний и поступков, порочащих честь истинного мусульманина.

Микрорайон Коминтерн в райцентре довольно-таки обширен, здесь проживает множество семей, но, пожалуй, только в семье Саталиевых рос подросток, который охотно общался со стариками, перенимая от них мудрость веков, приобретая навыки духовной жизни, внимательно слушая толкования духовных книг и главной священной книги каждого мусульман-Корана.

И сейчас, по прошествии многих лет, он всегда вспоминает с глубокой благодарностью и благоговением первые уроки светлой, духовной жизни, преподанные ему бабушкой — первым его учителем и наставником на пути к служению Всевышнему, мудрыми старцами, учившими его.

1994 год стал для Асхата Саталиева знаковым. Он поступил на курсы в Старокучергановское медресе. Год постигал основы духовной жизни, каноны ислама.

А в 1995 году Астраханское духовное управление мусульман направило его на учебу в Башкирию, сразу на второй курс медресе.

А в Володарском тем временем усилиями активистов во главе с З. Шалекешовым шло строительство мечети, на деньги собранные простыми жителями, на спонсорские средства, поступившие от предпринимателей, отдельных учреждений и организаций района и даже области.

В 1996 году строительство завершилось и его направили возглавить мусульманскую общину в райцентре. С очного отделения мусульманского духовного учебного заведения пришлось перевестись на заочное. И только в следующем, 1997 году, завершилось его постижение основ Ислама.

И началось служение Всевышнему. Конечно, он один не смог бы в полной мере охватить духовным влиянием всех мусульман поселка, тем более района. Но вокруг него было немало единомышленников. Магзумов Бимурат Таргинович, Джумагалиев Галиаскер, Саттар Салыхов, аварец Шахролла Рамазанов и многие, многие другие — и словом, и делом помогали молодому имаму.

Со временем пришло и умение владеть аудиторией, и вести службы в строгом соответствии с существующими правилами.

Произошло и большое событие в его личной жизни — в 2005 году он соединил свою судьбу с Люцией — ставшей ему женой и матерью его детей.

А он в своих проповедях всегда отмечает — семья, воспитание детей — это тяжелый, но радостный, благородный труд души и сердца.

Не обходит стороной и реалий нынешнего бытия. Я спросила его: "Как вы относитесь к так называемому гражданскому браку, когда молодежь, прежде чем официально оформить свои взаимоотношения, как бы проверяет свою "совместимость, серьезность своих чувств?". И услышала в ответ: "Гражданский брак — большой грех. Нужно придти в мечеть с родителями с обеих сторон и совершить "неках". И тогда Всевышний благословит ваш брак".

Говорили мы и на другие темы людского бытия. Говоря о проблеме бедных и богатых, он подчеркнул: "Богатство, обеспеченная жизнь даются человеку как испытание. Прошел его, выдержал все искушения — значит получишь благословение Всевышнего. Нет - значит оно превратится в пыль, прах. Равно как и зависть — болезнь сердца — ничего хорошего человеку не приносит. Она иссушает душу, лишая верующего обычных человеческих радостей. Истинный верующий никогда не завидует соседу или просто сельчанину. Он довольствуется тем, что посылает ему Аллах. Потому что завтра все может перемениться, и по достоинству будут оценены его усилия и труды.

А еще имама Асхата радует, что в последнее время в мечеть стало приходить очень много людей. Многие начинают понимать: спасет мир духовная красота. Она помогает уберечься от недугов души, обзавестись самообладанием. На пятничных проповедях имам часто напоминает прихожанам: "Любая ссора — это происки шайтана. Уклоняйтесь от нее. Лучше промолчите, если понимаете, что собеседник не прав, чем доказывать ему это, понимая, что он вас все равно не слышит".

Но всему этому надо учить с детства. Закладывать в душу ребенка лучшие человеческие качества надо с "младых ногтей". И сейчас при мечети работает воскресная школа для детей.

Не обошлось в нашей беседе и без вопросов о терроризме, боевиках и прочих реалиях сегодняшнего дня.

"Я против искажения постулатов традиционного Ислама. Он учит добру, терпимому отношению и дружбе между людьми разных вероисповеданий. И нам всегда надо помнить об этом".

А я подумала: хорошо, когда об этом учат с детства. Детская память самая цепкая, а взрослые для детей — самые авторитетные учителя. И тогда уже у детей, ставших взрослыми, как самое сокровенное воспоминание, останутся в памяти: утро, мечеть, и голос имама, зовущий на беседу с Всевышним.

Вряд ли такой человек будет способен на дурные поступки.

Автор: Елена Шарова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 779

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика