Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Сайт п. Самойловка (Самойловский муниципальный район, Саратовская область)

4112370, р.п. Самойловка Саратовской области, Красная площадь, 33
телефон: 2-16-58
e-mail: samoylovkagazeta@yandex.ru

Душа русского народа

"Душа русского народа", – так говорят о русском баяне. Звучит баян, льется необычайной красоты музыка, и душа русского человека как будто оживает и раскрывается навстречу прекрасному.

"Душа русского народа", – так говорят о русском баяне. Звучит баян, льется необычайной красоты музыка, и душа русского человека как будто оживает и раскрывается навстречу прекрасному. И, несмотря на прогресс музыкальный, на появление новых стилей в музыке, разнообразия инструментов, кнопочки баяна, меняя силу звука и окрас, по-прежнему пользуются народной любовью. А посмотрите, как преображается лицо баяниста уже после первого извлеченного из инструмента аккорда – оно, в зависимости от льющейся музыки, - то грустное, то задумчивое, то веселое…

- На мой взгляд, ничто не заменит баян, и никогда он не выйдет из моды. Потому что баян готов исполнить любую мелодию – только назови. Он – друг вальса и танго, друг народной музыки, частушки, да и шлягера, - мой собеседник Александр Олейников вдохновенно говорит об инструменте, с которым он за тридцать пять лет работы буквально слился в одно целое.

А начался роман Александра с музыкой и баяном еще в детские годы, когда он два-три раза в неделю ходил из Залесянки в Самойловскую музыкальную школу и приобщался к миру музыки. Ох, как же не просто давались маленькому мальчику первые нотки – малыш едва растягивал меха баяна, чтобы получить нужные звуки. Но уже тогда, в детские годы, Александр проявлял твердый характер и с завидным упорством постигал нотную грамоту. Когда подрос и баян стал лучше подчиняться, то музыка полилась красивее и слаженнее.

С завидным упорством и старанием учился Александр и в Балашовском музыкальном училище, а когда закончил его, долго не думал, где работать – вернулся в родной район. Для молодого специалиста места нашлись и в музыкальной школе, и в Залесянском клубе, и в общеобразовательной школе. Вот и "кружил" пешочком учитель музыки из одного села в другое, не считаясь ни со временем, ни с затратами труда.

- Честно говоря, - вспоминает Александр, - бегать туда-сюда надоело, и я решил полностью обосноваться в Залесянке, тем более, что сельчане встретили меня очень и очень радушно, двери клуба не закрывались, и для многих он стал, по сути дела, вторым домом.

Может, кому-то кажется, что работа художественного руководителя в сельском ДК – дело несложное. Это далеко не так, если ты полон идей, творческих замыслов и желания работать. Александр решил во чтобы то ни стало добиться успехов в своем деле и пошел по домам - приглашать сельчан в творческие коллективы.

- Если говорить о том, кто мне помогал в ту пору, то, прежде всего, скажу об Алексее Панченко. Когда я пришел работать, он учился в 6 классе и был инициатором многих интересных дел. Например, создания вокально-инструментального ансамбля, куда сам и набирал участников. В его лице я нашел единомышленника, и мы до сих пор творчески сотрудничаем. Алексей – человек талантливый, обладающий буйной фантазией, массой идей, и сейчас активный участник самодеятельности и бессменный спонсор, который решает многие и многие проблемы наряду с Александром Владимировичем Коваленко, Александром Викторовичем Панченко, другими спонсорами, которые никогда не пройдут мимо, не предложив свою помощь.

- Вы знаете, - продолжает Александр Александрович, – есть люди, которые, несмотря на проблемы домашние, на другие какие-то препятствия, просто не могут жить без песни, без походов на репетиции, без того, чтобы на концертах не дарить сельчанам радость.

И мой собеседник с особым удовольствием рассказывает о своем детище – вокальном ансамбле "Селяночка", в который он вложил свою душу, свое профессиональное мастерство. И взаимная любовь участников ансамбля и руководителя длится уже тридцать пять лет. Кто-то уходил из ансамбля, приходили новые участники, а "Селяночка" все хорошеет, украшая своим творчеством не только сельские мероприятия, но и районные.

- Я внушаю участникам художественной самодеятельности мысль о том, что петь должна душа, тогда и песня польется, и зритель откликнется. И люди меня слышат, понимают. А когда тебя понимают, легче работать и добиваться результатов.

Александр для наглядности и большей убедительности поднимается со стула и начинает распевать слова песни, показывая, как он добивается красоты звука, спетости коллективов. Кроме "Селяночки" он руководит ансамблем казачьей песни "Разгуляй". И здесь тоже необходимо добиваться определенной манерности исполнения, характерности. Художественный руководитель выступает и в роли режиссера, а порой – и хореографа. Такова специфика работы на селе – за все в ответе: за определенный номер, за концерт в целом, за каждого исполнителя, за все творческие коллективы.

А сколько ребятишек Александр Александрович приобщил к творчеству! Кого-то научил петь, кого-то - играть на инструментах. Ведь будучи студентом он сам освоил и баян, и духовые, и ударные инструменты, и народные. В разные годы на концертную сцену выходили созданные им вокально-инструментальный ансамбль, коллектив народных инструментов, отдельные солисты и даже хор! И сколько я помню, номера художественной самодеятельности, которые выставлял Александр Александрович Олейников, всегда звучали достойно. Ибо вкладывает он в каждое свое творение – терпение и старание.

Со временем считаться не приходится, как хорошо, что это понимает супруга. Она знает, что работа для Александра – это что-то высокое, значимое, чем заполнено его сердце!

- Как все успеваешь? - спрашиваю у Александра Александровича. - Работа в Святославской детской школе искусств, репетиции в Криуше, в Залесянской школе и клубе…

- А вот так и кручусь. Завожу свою машину, заливаю бензин и колесю по району, - улыбается Александр, - порой хочется остановиться, уменьшить нагрузку. Но как: в музыкалке нужно ребят доучить, в "Разгуляе" наметились сдвиги и победы в конкурсах. Как бросить? А еще – хочется не только все успеть, но и везде преуспеть, и людям угодить. Ведь какие бы заботы или проблемы не окружали, душу человеческую не истребить – она тянется к искусству.

Конечно, Александр как будто забывает сказать о том, что прежде всего к искусству тянется его душа. И эта сильнейшая тяга дает ему сил и энергии на многочасовые занятия с коллективами и солистами, на ежедневные поездки в села на своей машине практически по бездорожью… На то, чтобы вечером, когда, кажется, уже нет сил, окунуться в мир Интернета – искать новый репертуар, анализировать творчество аналогичных коллективов, придумывать новые решения, черпать интересные идеи… Мне кажется, неуемную душу творческого человека может понять только такой же творческий человек, который искренне любит свою профессию. И его настоящий, невыдуманный мир – это мир искусства. Искусства, которое рождает в сердцах людей добро и радость.

Еще важно, когда добром и радостью конкретный человек щедро делится с окружающими. Александр из числа тех людей, которые излучают добро. Ведь, если послушать, как он играет, извлекая ноту за нотой, которые сплетаются не только в красивую, но и душевную мелодию, как при этом меняется выражение лица баяниста, как он поглощен музыкой, которую дарит слушателям, понимаешь: он искренен со зрителем, он – это сама музыка.

Не секрет, что баяну с его большими художественными возможностями подвластно многое – от аккомпанемента простых народных песен до сложных шедевров мировой классики. Но душу вынимает больше всего все же песня под баян. Помните слова: "Вся Россия любит вас, кнопочки баянные…". И эта любовь – неистребима!

- У меня много друзей-баянистов, которые так же, как и я, не расстаются с баяном, не устают работать и творить. Я с ними общаюсь постоянно, советуюсь. Например, с Евгением Троценко, который живет в другом городе, но мы всегда – на связи, - говорит Александр Александрович. – Наши взгляды и мнения во многом схожи. Мы одинаково любим свое дело. Для нас жизнь – это скрип мехов. И инструмент кажется живым… Ведь баян умеет дышать, петь, говорить… И это чудо единения с инструментом и музыкой – на всю жизнь…

Александр Александрович с особой теплотой рассказывал о первых шагах работы после училища, о том, как с первых дней ценили и уважали баяниста сельчане. И когда, по случаю, он на два года переехал жить в п. Набат Волгоградской области, за ним не раз приезжали "ходоки" из Залесянки уговаривать, чтобы вернулся в село.

И это, думаю, не только потому, что нужен был специалист. А потому что нужен был именно "Сан Саныч" (как его любовно называют односельчане) с его щедрой, открытой душой, с его способностью уважать и ценить окружающих, с его бесконфликтным и понимающим характером. О таких нередко говорят: "рубаха-парень", подразумевая коммуникабельность, компромиссность, человечность.

Я никогда не видела, чтобы Александр передвигался "шатко-валко", размеренно. Он всегда куда-то спешит. У него всегда масса дел, много встреч, планов и задумок, которые он обязательно должен воплотить в жизнь.

- А.А. Олейников приехал работать в сельский клуб, когда я учился в шестом классе. И именно он объединил нас, мальчишек, научил игре на инструментах и создал вокально-инструментальный ансамбль, - рассказывает Алексей Панченко. – За два года мы наработали солидный репертуар и смогли играть на выпускном вечере. Он так заразил нас творчеством, что мы буквально жили в клубе, домой не хотели расходиться. Он – настоящий энтузиаст, и люди всегда тянулись и тянутся к нему. Он полон жизни и творческих идей. Кстати, одна из них – собрать бывших участников ВИА, вспомнить репертуар и организовать концерт. Уверен, под руководством нашего энергичного учителя мы обязательно осуществим задуманное!

Когда я слушала рассказ Александра Александровича, то еще и еще раз задавала себе вопрос: как он все успевает? Кроме уроков пения в общеобразовательной школе, уроков музыки в музыкальной школе, он ведет два вокальных коллектива, репетирует с солистами, участвует в подготовке мероприятий, договаривается со спонсорами, даже лично ремонтирует что-то в клубе, осуществляет идеи с пошивом костюмов, с покупкой аппаратуры, с обновлением занавеса, с заменой дверей… Да, собственно, не весь перечень его забот и запомнила.

Но интересный факт я не могла не учесть. Зараженный творчеством энтузиаст художественной самодеятельности Алексей Панченко вдруг загорелся научиться игре на гармошке: "Научи, да научи". Способности ученика, желание и настойчивость учителя – и цель достигнута! Теперь Алексей не только радует своей игрой на уникальном народном инструменте, но и накупил целый арсенал всяческих гармошек, чтобы играть дуэтом с учителем. А может, и ансамбль состоится?

Порой, беседуя с человеком, понимаешь, что особо ему и рассказать-то не о чем – размеренная, обычная жизнь. А когда беседовала с Александром Олейниковым, то была поражена богатством его духовной жизни, неумной энергией, оригинальностью творческого мышления…

Вы знаете, залесянцы искренне считают, что им тридцать пять лет назад, когда двери сельского клуба открыл молодой специалист, несказанно повезло. Я с этим абсолютно согласна: профессионализм, помешанный с неравнодушием и желанием творить доброе и вечное, сделали свое дело: принесли Александру Александровичу Олейникову статус человека незаменимого, в своем роде уникального и просто нужного людям!

Автор: Елена Крячкова

По этой теме: культура

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 372

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика