Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Знаменского района Орловской области

303100, Орловская область, Знаменский район, село Знаменское, ул. Ленина, 33-а
телефон: +7 (48662) 2-13-69
e-mail: znamsmi@smi.orel.ru

Повороты судьбы Ивана Осипова

Иван Викторович Осипов занимался с культиватором на "Камчатке" (так прозвали механизаторы АО "Авангард Агро" Знаменское -1 дальний угол производственной базы).

Его далеко не новый трактор "Нью Холланд" стоял сагрегатированный с культиватором и неспешно постукивал мотором. Иван увлеченно прикреплял лапы – стрелки к стойкам агрегата. Мы поздоровались.

- Как техника, в поле готова?

- Есть небольшие проблемы, но они решаемы, а так хоть сейчас могу выехать на подготовку почвы. Довольно пожилой он у меня,- как о живом человеке отозвался Осипов о тракторе.- Двигатель капитально в прошлом году отремонтировали. Бортовую передачу переднего моста заменил. А вот трансмиссию не трогали. Работает изумительно. Ну что еще? Заменили топливный насос, вместо "родного" поставили МТЗовский. Ничего работает, можно сказать, неплохо. Вроде, все нормально, но немного не устраивают расценки на подготовке почвы под сев. На "Нью Холланде" они самые низкие. На Т-150-самые высокие. Однако я не хочу бросать эту машину. Уж очень на Т-150 трясет в поле, и все: пыль, грязь, шум, жара и холод - достаются трактористу. Совсем другое дело на "иностранце". Нет такой тряски, в кабине светло, чисто, не жарко. Просто с годами здоровье стало подводить, поэтому лучше меньше заработать, чем остатки здоровья совсем потерять. Вот такие дела.

Хоть и давно знакомы мы с Иваном Викторовичем, однако откровенно и подробно поговорить как-то не доводилось. Пригревало весеннее солнышко, а ветер все равно дул холодный, пронизывающий, но за трактором не так было прохладно, и под неторопливый рокот мотора мы продолжили наш разговор.

В общем-то, биография Осипова особенно незамысловата, типична для большинства родившихся в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов прошлого века. Появился на свет Иван в Шахово Кромского района. Закончил школу, а затем поступил на учебу в "махновку". Так в те годы называлось среди ребят Кромское СПТУ-15. Здесь готовили специалистов сельскохозяйственного производства: трактористов-машинистов широкого профиля, шоферов, животноводов. Ивана выпустили из училища водителем легковых и грузовых автомобилей, то есть он получил водительское удостоверение категории В и С. И как подавляющее большинство юношей Советского Союза, был призван в ряды Вооруженных сил. Такого понятия, как "откосить" от армии, тогда практически не встречалось. Наоборот, если парень по каким – либо причинам не служил в ВС, его считали неполноценным и, само собой разумеется, к нему было предвзятое отношение.

Бамовский вальс Ивана

Иван попал служить в железнодорожные войска. В то время широко развернулись работы по строительству Байкало-Амурской магистрали. Так Осипов стал строителем БАМа. Вместе с боевыми товарищами он строил мосты через бурные сибирские реки. Вот как пишут о тех далеких событиях наши коллеги, корреспонденты газеты "Военный железнодорожник", В. Майоров, И. Лавренов, В. Парфенов и Г. Верчук в книге "Железнодорожные войска: годы созидания и подвига": "Байкало-Амурская магистраль являлась вторым выходом к портам Тихоокеанского бассейна, удаленного от государственной границы на 200-250 и более километров. С ее постройкой увеличилась пропускная способность коммуникаций, ведущих на Дальний Восток, повышалась оперативная глубина театра военных действий, сокращалась дальность перевозок грузов. Войскам было поручено строительство Восточного участка БАМ, который характеризовался большими объемами работ по сооружению земляного полотна, мостов и водопропускных труб. На каждом километре предстояло выполнить в среднем 80-100 тыс. м3 земляных работ. Учитывая большие объемы работ и сжатые сроки строительства, войсками был взят на вооружение принцип организации работ на широком фронте одновременно с основных и вспомогательных опорных пунктов.

В январе 1975 г. мостовой батальон под командованием подполковника Л.Н. Светлова начал строить первый мост через реку Бурея, а уже в апреле1975 г. его сдали в эксплуатацию. Путь на запад был открыт. Но БАМ не хотел так легко и быстро покориться строителям. В 1975 г. после снежной зимы наступило резкое потепление, прошли проливные дожди. Началось наводнение. Высота моста через реку Бурея от уровня воды составляла около15 м. Вода же поднялась почти до пролетных строений. Просвет оставалсяне более 20 см. А река несла вырванные с корнем деревья, сараи и даже срубы домов. Воины-железнодорожники, как могли, защищали свое детище —

мост. И победили".

Данный эпизод довольно ярко иллюстрирует обстановку, в которой довелось служить и трудиться Ивану и его друзьям. А если приплюсовать сюда зимние трескучие морозы за минус 50 градусов по Цельсию, то создается вполне реальная картина, в каких условиях воины-железнодорожники собирали стальные мостовые конструкции. Здесь, на Восточном участке БАМа, получили бесценный опыт и путевкув жизнь сотни тысяч молодых людей. БАМ для них и, в частности, для Ивана Осипова стал настоящей школой мастерства, профессионального становления. Так что в героическое строительствоБАМа вложена немалая частица труда Ивана Викторовича.

В "Коротыше"

Трактористом Иван стал волею судьбы. После демобилизации вернулся в родное Шахово и уже решил идти на работу контролером в Шаховскую колонию – исправительно – трудовое учреждение. Уже и комиссию медицинскую прошел, но из Ливенского района на побывку приехала племянница и позвала на работу в совхоз "Коротыш". Уговорила. Мол, хозяйство богатое, квартиру дадут сразу. Живи, трудись на здоровье.

Перед этим событием познакомился Осипов с красивой девушкой Людмилой из соседнего села. Намечалось знаменательное событие в жизни молодых людей – свадьба!

- В ноябре 1982 года состоялось торжество,- вспоминает Иван Викторович.- Ох, и грязища тогда была! Непролазная. Однако отпраздновали как полагается – с песнями, танцами. А вскоре отбыли в "Коротыш". Директор хозяйства предложил работу тракториста. Я ему объяснил, что на тракторе сидел всего один раз в жизни. Но он сказал, что товарищи помогут, и я согласился. Сначала было непросто, а потом довольно быстро вошел в курс дела и все пошло нормально. Людмила Алексеевна трудилась дояркой, телятницей. Там у нас родилась Марина.

"Дружбе" и Знаменском

Но жизнь на месте не стоит. И вот неожиданный поворот. В газетах прошла информация, что на подсобное хозяйство "Дружба" завода "Орелхимтекстильмаш" требуются механизаторы и животноводы. Прикинули Иван с Людмилой, что хозяйство находится недалеко от областного центра, и решили переезжать поближе к Орлу. Так семья оказалась в Орловском районе в деревне Бобровка. В то время Марине исполнилось три года.

Спустя некоторое время родился Саша. На Бобровке семья Осиповых прожила четыре года. 18 апреля 1988 года Иван Викторович вышел на работу экскаваторщиком на Знаменский участок МПМК-5. Совсем недолго отработал он на этой машине. Экскаватор был старый, добитый, как говорится, до "ручки", и требовал капитального ремонта. Так Осипов остался без техники и стал заправским бетонщиком. А это очень тяжелый физический труд. Но бывалому человеку к нелегкой работе не привыкать. Сказалась бамовская закалка. Он быстро втянулся в работу. Это с его непосредственным участием были построены дом №3-а по улице Мира, мехмастерские в Красниково, четырехрядный коровник в Коптево, одно из зданий свинарника на Михайловском комплексе.

Вплоть до ликвидации строительной организации работал Иван. А после ее расформирования перешел в Знаменскую сельхозхимию. Три года продержалось предприятие в непростую эпоху перемен, и опять увольнение в никуда. За нелегкие годы перестройки довелось ему трудиться и в школьной строительной бригаде, и в МТС, и в торговой сфере. Людмила Алексеевна оформила индивидуальное предприятие, а Иван Викторович подрабатывал у нее водителем. Надо было в буквальном смысле этого слова, выживать. Последние несколько лет Осипов работает в АО "Авангард Агро" Знаменское-1.

Марина и Александр выросли. Сын пошел по стопам отца. Тоже высококлассный механизатор и шофер. В горячую уборочную страду помогает предприятию на уборке хлебов, подменяет отца на полевых работах. В межсезонье трудится в Москве. Марина работает продавцом. Людмила Алексеевна на пенсии. Занимается домашним хозяйством.

- Иван Викторович, чего не хватает в жизни?

- Здоровья бы чуть- чуть побольше да внуков, - немного грустно улыбнувшись ответил Осипов.

Автор: Николай Жильцов

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 355

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика