МояОкруга.рф

Антон АФАНАСЬЕВ: "Я оптимист!.

Популярный актер-саратовец рассказал, как изменилась его жизнь в Москве

26.07.2017 | Юлия Дашкевич, Саратовская панорама

Импозантный Антон Афанасьев знаком зрителям по десяткам ролей в кино. Поклонники криминального жанра, наверняка, помнят его майора Климова в сериале "Пятницкий". Актер настолько гармонично и безукоризненно сыграл эту роль, что после того как сценаристы вывели этот персонаж из фильма, поклонники сериала отказывались его смотреть. Критики также признали роль Климова одной из лучших работ Афанасьева. Впрочем, увидеть Антона Константиновича на телеэкране можно часто. Вчерашний актер Саратовского драмтеатра, ученик Александра Галко, а ныне успешный столичный артист, за годы творческой карьеры сыграл более 70 ролей. Сегодня Антон востребован и в театре, и в кино, поэтому свободного времени у него практически нет. Несмотря на колоссальную загруженность, он нашел время для саратовских читателей и охотно согласился дать эксклюзивное интервью "СП".

Бесконечные миры и порталы

Детство Антона Афанасьева прошло в нефтяной столице Казахстана Гурьеве. В Саратов семья будущего артиста переехала, когда он был подростком и даже не помышлял о карьере актера.

- Я мечтал стать "пожаровзрывателем": сначала что-то отважно поджигать и взрывать, а потом все это не менее героически тушить! – смеется он.

В Саратове Антон учился в школе № 10, а затем в школе № 20, где в те годы преподавал математику Захар Исаакович Длот. Благодаря ему Антон поступил на мехмат СГУ.

- Это было сумасшедшее время первых влюбленностей, драк, споров и мечтаний о будущем, - вспоминает актер.

В атмосфере интегралов и матриц вперемежку с рок-н-роллом и студенческими пирушками Антон проучился два курса, пока вдруг не понял, что занимается не тем, чем хочется. Друзья, Антона, студенты Александра Галко, с восторгом рассказывали о своем педагоге и о театре. И когда Афанасьев узнал, что Александр Григорьевич добирает на курс ребят, - решился попробовать.

К экзамену по мастерству актера времени на подготовку у него почти не было, но Галко хватило получаса, чтобы оценить потенциал Афанасьева, и спустя несколько дней его зачислили в вуз. Так началась абсолютно новая жизнь в "палате" с бесконечными мирами и порталами, как шутит сам актер.

- Отношения с Александром Галко всегда были теплыми, - рассказывает Антон. - Я безмерно его уважал. Он обладал уникальными талантами и как актер, и как педагог, и просто как человек. Часто вспоминаю его безупречное чувство вкуса, меры. Галко бывал суров, но никогда не злился, шутил, но не комиковал, играл, но не наигрывал даже в показах. Александр Григорьевич вместе со студентами ставил яркие спектакли, но никогда не выставлял себя режиссером. У него был редкий внутренний камертон.

В 1997 году Антон Афанасьев пришел в Саратовский театр драмы. Об этом периоде жизни он до сих пор вспоминает, как о лучшем в жизни.

- По Драме я буду скучать всегда, - признается он. - Такого доверия к театру, который стал мне домом, и таких отношений с партнерами, наверно, у меня больше не будет. Наш курс, почти в полном составе, ворвался в театр со студенческими спектаклями "Живой портрет", "Безумие любви", и мы смогли завоевать к себе уважение коллег, что даже важнее, чем интерес зрителя.

За 8 лет Афанасьев сыграл яркие роли в постановках Игоря Коняева и Антона Кузнецова, благодаря которым сложился как профессиональный актер.

- Мальчик из "Таня-Таня", Керубино в "Женитьбе Фигаро", Колька Фокин в "Долгой и счастливой жизни", Дористео и Лусиндо в "Изобретательной влюбленной", Васька Пепел их пьесы "На дне" - все эти работы до сих пор во мне: я любил их и взрослел на них, - признается актер. - Но через восемь лет атмосфера, которая сложилась в театре, личные проблемы и желание самореализоваться как-то еще в другом месте подтолкнули меня принять жесткое решение…

Москва питается провинциалами

В 2005 году Антон Афанасьев уехал в столицу. В поисках нового себя ему, как и большинству провинциальных актеров, пришлось нелегко. Прослушивания в театрах, кастинги в рекламе и в сериалах, съемки в массовках и групповках, нелепые эпизоды – будучи хоть и провинциальным, но профессиональным актером, он не побоялся начать все с нуля.

- Эта мучительная школа жизни имела свой смысл, пройти ее - значит, как у Чехова, "выдавить из себя раба", - улыбается Антон. - "Столичные штучки" могут обозвать это "провинциальностью", но мне понадобилось время для того, чтобы чувствовать себя уверенно. Хотя есть и те, кто взлетает очень быстро. Та огромная пропасть, которая раньше разделяла города, сейчас практически исчезла. Крикни в Питере - аукнется в Перми! Так что "провинциальность" - это уже призрак прошлого. При этом Москва продолжает питаться провинциалами, их искренностью, открытостью, энергией и желанием работать. Сохранить эти человеческие качества в себе не менее важно, чем научиться "ничего не играть" на площадке. А уверенность приходит с опытом.

На первых порах Афанасьеву помогли коллеги-саратовцы: Константин Милованов, Наталья Макарова, Сергей Богданов. Везло Антону и на новых друзей. Поиски интересной работы привели его в Московский армянский театр, которым он по-настоящему проникся.

- Это удивительно открытые и верящие в театр люди, - рассказывает он. - С легкой руки худрука театра Славы Степаняна я стал первым русским, сыгравшим национального армянского героя Согомона Тейлеряна - главную роль в постановке "Встать! Суд идет". Это спектакль-акция, где постоянно меняются актеры. В нем играли, или еще сыграют, звезды отечественного кино Игорь Костолевский, Алексей Петренко, Эммануил Виторган, Александр Семчев, Александр Коршунов, Дмитрий Харатьян и другие из числа неравнодушных к теме геноцида армянского народа. С этим театром у меня сложились теплые дружеские отношения, так что, возможно, мы поработаем еще.

Мало кто знает, но впервые в кино Антон Афанасьев снялся еще в Саратове. В начале 2000-х в саратовский продюсер Эдуард Бабаджанян снял в нашем городе сериал "Папарацци". Антону досталась в нем главная роль его тезки студента Антона.

- Это было мощное событие для города и тех, кто попал в этот проект! – вспоминает Афанасьев. - К сожалению, повторить такой подвиг, в Саратове пока никто не смог. Понимаю, что это не просто, но, насмотревшись, как лихо штампуют сериалы в столицах, думаешь: а почему нет, ребята, все же есть?!

Без штампов

Несмотря на то, что сегодня в творческой копилке Афанасьева множество ролей, называть любимую Антон не хочет.

- Умные люди говорят, что действительно творческие личности не должны останавливаться в поиске, - объясняет артист. - "Любимая роль" - это одна из опасных остановок и смерть для актера. Определять, любимое или нет, – это занятие зрителей, а наша задача – двигаться дальше и наоборот, освобождаться от этих штампов. Сам я очень стараюсь соответствовать тому, о чем так пафосно заявляю, хотя это чертовски трудно и практически невозможно, но надо пытаться.

Зацикливаться на каких то конкретных ролях, которые хочется сыграть любому актеру, Антон тоже не собирается.

- Есть столько прекрасных авторов с их мирами и героями, - говорит актер. - Толстой, Булгаков, Бродский, Шекспир, Борхес, Сервантес... И во все это хочется окунуться, во всех поиграть. Впрочем, интерес к материалу во многом определяет его режиссерское решение. Если оно найдено, и волнует, то даже роль телефонной книги может стать мечтой. А можно и гениальных Гоголей, Пушкиных и Достоевских испоганить бездарной постановкой.

Кстати, на съемках Антон Афанасьев любит поимпровизировать. Один раз из-за этого вышел забавный эпизод.

- Мы снимали сцену пышного обеда, - рассказывает он. - Для того чтобы блюда на экране выглядели аппетитней, на площадке их иногда поливают растительным маслом. Но в тот раз реквизиторы заменили его машинным. Кушать в кадре не планировалась, поэтому режиссер меня не предупредил. Я же решил максимально вжиться в происходящее и попробовал кусочек. В результате дубль был испорчен, а я с трудом приходил в себя от вкусового шока. Коллеги по проекту до конца съемок называли меня "Терминатором".

И того, и другого…

Особенности российского кинематографа на сегодняшний день таковы, что для большинства российских артистов съемки в сериалах, зачастую являются основной работой. И хотя у Антона есть роли и в полнометражном кино, доля сериалов, конечно, больше.

- Конечно, от некоторых у зрителей истерика, - говорит Афанасьев. - Но для целой армии актеров это, в первую очередь, кусок хлеба, и, в зависимости от частоты появления на экране, - кусок узнаваемости в народе, что тоже приятно и перспективно. Имеет ли это отношение к искусству, конечно, большой вопрос. Но разве это вина актеров? Актер - первый, кого зритель видит на экране, и последний, кому наплевать на зрителя, - вот и весь ответ. Да, наша киноиндустрия пока больше напоминает хаос, победить который можно только терпеливым выращиванием новых профессионалов - продюсеров, режиссеров и сценаристов. И это сложный процесс, но тут я как раз оптимист - на мой взгляд, качество отечественных сериалов растет. Проблема в том, что зрительские запросы растут еще быстрее, и на этом фоне многие достижения бледнеют.

Как и большинство актеров, профессионально состоявшихся в театре, Антон Афанасьев признает, что сцена для него все-таки ближе, но не отрицает, что кино - это тоже очень интересно.

- Кому арбуз, а кому свиной хрящик, - улыбается он. - Думаю, все зависит от темперамента. Кому-то ближе прыгать из повозки в повозку бродячих киношнков, а кому-то - тихонько творить что-то в театральных лабораториях. Хотя бывает, что хочется и попрыгать или наоборот остановиться и задуматься. Кино и театр – это две похожие и одновременно разные грани одной профессии. Театр на данный момент для меня интереснее, но я все равно, как в детстве, хочу быть "пожаровзрывателем"! То есть, как говорил Винни Пух: "И того, и другого… и можно без хлеба!".

Что касается личной жизни, то о ней Антон Афанасьев предпочитает не распространяться. Впрочем, известно, что у актера есть 7-летняя дочь Даша от первого брака и 3-летний сын Паша в нынешней семье. Супруга Антона Елена тоже актриса, они работают в одном театре. Антон считает, что секрет идеального брака в общих интересах, мыслях и деле.

- Если у людей нет общих интересов, нет точек пересечения, то это очень хрупкая связь, и чаще всего кратковременная, - убежден он. - Сегодня я счастлив, и счастлив взаимно, и уверен, что это на всю жизнь.

А вот в Саратове Антон бывает нечасто.

- Раньше я любил выезжать на острова, - рассказывает он. - Несколько раз отдыхал на турбазе "Актер" рядом с Пристанным. Сейчас приезжаю в Саратов раз в год. По традиции хожу пешком от дома до театра. Иду по проспекту Кирова, мимо консерватории, бывшего кафе "Аромат", с которым связано столько воспоминаний молодости. Интересно наблюдать, как меняется город, встречать здесь старых знакомых.

Кстати, останавливаться на достигнутом Антон Афанасьев пока не собирается. За неиссякаемый артистизм и многогранность актерского таланта ему пророчат большое будущее в кино и в театре. Уже в сентябре столичные поклонники актера увидят нашего земляка в "Ревизоре", премьерой которого откроется новый сезон в столичном ТЮЗе.

- Хочу поработать над Шекспиром, планируется, что Александр Коручеков поставит у нас "Двенадцатую ночь". Есть еще несколько интересных театральных затей, но что из этого увидит зритель, пока секрет. Поживем - увидим! – улыбается актер.