МояОкруга.рф

Век легендарных людей

Поселок Стрелецкий. Площадь имени Старинова. На площади установлен памятник, посвященный этому легендарному человеку и выпускникам Орловской специальной школы.

21.05.2019 | Вячеслав КОЛДОМОВ, «Наша жизнь»

Наша жизнь фото. Музей Боевой Славы Стрелецкой средней школы.

Сто лет

Судьба отмерила ему ровно сто лет жизни на этой земле. С 1900-го по 2000-й годы. Целый век, вместивший в себя массу эпохальных событий. Век легендарных людей. И среди них Илья Старинов.

Он родился в селе Воиново Болховского уезда в семье железнодорожного служащего. В 1918 вступил в Красную Армию. "Нас водила молодость в сабельный поход…" — поется в одной песне о гражданской войне. Красные и белые сошлись в смертельной схватке. В одном из боев Старинов попал в плен. Сбежал, но был тяжело ранен. После госпиталя направлен в саперную роту. С этого и началось его увлечение минно-взрывным искусством.

Учеба в школе военно-железнодорожных техников, затем в военно-транспортной академии. После учебы Старинов поступает в распоряжение 4-го управления Генштаба (военной разведки). Здесь он занимается разработкой и внедрением новых видов мин, методов ведения минной войны с использованием тактики диверсионно-партизанских формирований.

Тридцатые годы. Первое в мире государство рабочих и крестьян находится во враждебном окружении. Поэтому, когда в Испании пришло к власти народное правительство, СССР оказывает республиканцам всевозможную помощь, в том числе и военную. В 1936 году Старинов направлен в Испанию военным советником и инструктором минно-подрывного дела. Участие наших добровольцев в боевых действиях в этой стране скрывалось. У Старинова был псевдоним "Рудольфо". Под этим именем он ходил в тыл врага, участвуя в различных диверсионных операциях. Он и его боевые товарищи уничтожили штаб итальянской авиадивизии, взорвали очень важный для врага в стратегическом отношении мост, устраивали засады на дорогах, пускали под откос эшелоны…

Диверсионно-партизанская тактика, отработанная во время гражданской войны в Испании, была взята на вооружение и потом использовалась в годы Великой Отечественной войны.

В ноябре 1937 года он вернулся в СССР. Был самый разгар репрессий. На него тоже поступил донос. Неизвестно, чем бы все для него закончилось, если бы не заступничество наркома обороны Ворошилова.

Во время войны с Финляндией Старинов руководит инженерной группой по разминированию. Снова был тяжело ранен. По заключению врачей подлежал увольнению, но настоял на том, чтобы его оставили в армии, без которой жизнь для него утрачивала смысл.

Школа "пожарников"

Вот о чем я подумал. Представим обстановку в первой половине 1941 года. В СССР готовятся к войне с фашистской Германией. Многие уже понимают, что ее не избежать. Но руководством страны была взята на вооружение наступательная доктрина. А как иначе? Непобедимая и легендарная армия должна идти вперед и только вперед! А тут Старинов со своими идеями о тактике партизанской и диверсионной борьбы в тылу врага. Ну какая может быть партизанская борьба? Зачем массовое снабжение армии минами, если она будет победоносно наступать?

Но как мы знаем, этого не случилось: в первые месяцы Великой Отечественной войны наши войска, героически сопротивляясь, отступали. Вот тогда и вспомнили об опыте Старинова. Он возглавил группу, которая занималась минированием заграждений и подрывом важных объектов при отступлении.

А вскоре его опыт и знания понадобились при создании оперативного учебного центра Западного фронта для подготовки разведчиков и диверсантов. Сначала центр находился в Белоруссии, но в связи с приближением фашистов встал вопрос о его передислокации.

В августе 1941 года Старинов прибыл в Орел для создания школы "пожарников", как ее называли в целях конспирации.

"В Орле я не был лет шесть. В глаза бросались трубы и цеха новых заводов, новые дома, улицы, но большинство труб не дымили, а улицы и тут оказались малолюдны: эвакуировался и Орел. В обкоме партии идею создания партизанской школы поддержали. В. И. Бойцов немедленно договорился с командованием военного округа о продовольственном обеспечении будущих партизан, а, чтобы школа не пострадала из-за отсутствия кадров, денег и вещевого снабжения, в штабе военного округа ее формировали как подразделение Оперативно-учебного центра Западного фронта" — писал в своих "Записках диверсанта" Илья Григорьевич.

Место в Стрелецком выбрали, потому что недалеко находился аэродром. Планировалось, что выпускники школы с него на самолетах будут забрасываться в тыл врага.

Сначала обком направил в школу двадцать шесть человек для обучения на инструкторов, а к 18 августа укомплектовал ее полностью.

Старинов вспоминает, что среди присланных обкомом будущих инструкторов имелись партийные и советские работники, сотрудники НКВД, агрономы, учителя и даже один заведующий хлебопекарней. С теплом рассказывает о "девичьей команде" инструкторов, состоявшей из шести человек. Впоследствии, одна из девушек, Ольга Кретова, стала прославленной партизанкой, а другая — Мария Белова, обучила в годы войны диверсионной технике и методам партизанской борьбы с противником сотни людей.

Начальником школы был назначен партийный работник И. Н. Ларичев, его заместителем по оперативной части Д. П. Беляк, начальником штаба М. В. Евсеев.

До конца сентября 1941 года школа подготовила 2369 минеров-подрывников и 185 инструкторов минного дела. Затем школа переехала в Елец, а позднее в Задонск, где продолжала работу до 1943 года, когда была расформирована.

Сам Илья Григорьевич пробыл в школе "пожарников" всего несколько дней, а потом был вызван в Москву для выполнения новых важных заданий. Ему 41 год, ровесник века легендарных героев полон сил и энергии. Впереди у него большая яркая жизнь…

Ради жизни на земле

Как-то услышал фразу, что любая страна, которая хочет выжить в современных условиях, не должна забывать о своих героях.

На Орловщине трепетное отношение к участникам и ветеранам войны, нашим героям. Война ворвалась в каждый дом. В каждой семье — свой герой, свой освободитель. Вот и помним подвиг, который они совершили.

Но время неумолимо. Все меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной. Внуки и внучки героев уже сами стали дедушками и бабушками. Как донести до подрастающего поколения величие и значение Победы нашего народа над фашизмом? Как воспитать настоящего гражданина и патриота из нынешнего школьника, вызвать в нем гордость за своих предков, благодаря которым наша страна сохранила свою независимость тогда, 74 года назад?

— Проблема патриотического воспитания сегодня является не только одной из важных в школе, но и относится к разряду общенациональных, — считает учитель истории Стрелецкой средней школы руководитель школьного музея Боевой Славы Александр Линьков. — Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что патриотизм — это главное в жизни, без него России пришлось бы забыть о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете. Значительная роль в формировании патриотизма отводится школьным музеям, ведь именно здесь прививается любовь к родному краю, прошлому и настоящему своей Родины.

Александр Петрович рассказал, что в музее проводятся экскурсии, проходят уроки мужества, встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками школы, выбравшими стезю защитников Отечества. На базе музея работает клуб "Дорогой отцов".

В момент нашего приезда в музее проходила встреча с председателем Орловского районного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Александром Грядуновым. Александр Дмитриевич поведал о своей многолетней службе в органах внутренних дел.

В свою очередь, ребята вместе с учителем Александром Линьковым провели для гостей экскурсию, где главным был рассказ о нашем крае в годы Великой Отечественной войны. А со стендов на современников смотрели участники тех далеких событий. Время выбрало их, чтобы они совершили подвиг ради жизни на земле…