“Почти все, куда ни посмотришь в Петропавловке, было написано и нарисовано его рукой,” -
рассказывает Алевтина Нестеренко, дочь художника. Он менял облик своей малой Родины,
наполняя особым колоритом здания, помещения, пропитанные духом времени Страны Советов.
Есть в его биографии удивительная для советского художника страница... Иконопись.
Художник-любитель Нестеренко Федор Петрович (1910-1978 г.г.) родился в бедной, многодетной семье в Петропавловке. Родители работали в Бассоли, на солемолке, на погрузке соли. Тяга к рисованию у Феди проявилась с раннего детства, но малограмотные родители всерьез не воспринимали способности мальчика. Денег на бумагу и карандаши не было, и Федя рисовал мелками на грифельной доске.
В 1929 году он окончил школу-семилетку и пошел работать масленщиком на солемолку № 1. В сентябре 1930 года поехал поступать в Саратовское художественное училище, но прием уже был закончен, и он поступил в киноиндустриальный техникум, находившийся по соседству с ним. Это соседство позволяло ему посещать занятия и натурные классы. Позже его приглашали перейти на учебу в художественное училище, но в киноиндустриальном техникуме не отпускали Федора, объявив его "несознательным элементом", в то время, когда молодая советская республика идет по пути всеобщей кинофикации, и ей нужны квалифицированные киномеханики. Так и стал Федор киномехаником.
После окончания учебы и срочной службы в 1934 году он вернулся в Петропавловку и до начала ВОВ работал в клубе Речников киномехаником. В клубе он не расставался с кистью и красками - писал афиши, оформлял сцену, фойе, писал декорации к спектаклям украинского драмкружка. В 1940 году он поступил учиться заочно в Ростовский архитектурный институт. Но начавшаяся война перечеркнула все планы. Во время войны воевал на Юго-Западном фронте, Втором Белорусском. Дошел до Варшавы, был дважды ранен. С фронта пришел инвалидом второй группы.
После войны продолжил работу в клубе Речников киномехаником, художником. Писал афиши, лозунги, выполнял различные оформительские работы.
В 1946 году в Петропавловке на берегу строился деревянный речной вокзал взамен разрушенного в годы войны. Вместе с плотниками и столярами Федор Петрович принимал участие в отделке внутренних помещений и внешнего вида вокзала с помощью самых простых деревянных элементов: квадратов, ромбов, реек - время было тяжёлое послевоенное.
Весной 1947 года группа партийных и профсоюзных работников судоремонтного завода и пристани была командирована в Сталинград для налаживания пропагандистско-агитационной и культурно-массовой работы на речном транспорте. В их числе был и Федор Петрович. Он писал лозунги и плакаты на речные суда примерно такого содержания: "Отдадим все силы на восстановление разрушенного фашистами Сталинграда!", "Выполним и перевыполним 5-летний план восстановления и развития народного хозяйства!" и т.д.
После войны в Сталинграде строился дебаркадер под контролем самого Сталина. Из-за проблем с доставкой стройматериалов (а они доставлялись из Петропавловки с лесозавода) сроки сдачи дебаркадера к 9 мая срывались. Тогда для скорейшего завершения строительства дебаркадер привели в Петропавловку - ближе к лесозаводу. Столяры и плотники принялись за дело. О ходе строительства через каждые шесть часов докладывали Сталину. Ленинградские архитекторы и художники вели отделочные работы. Федор Петрович рисовал в детскую комнату дебаркадера панно размером 3х4,5 м с детской тематикой: ягодки, цветочки, грибочки, птички, зверушки и т.д.
В первые послевоенные годы он много рисовал, в основном, копии картин знаменитых художников. Его картины висели в фойе и зрительном зале клуба Речников, на речном вокзале, в столовых ОРСа и в других местах. Рисовал картины на заказ частным лицам. Вот некоторые его работы: "Тачанка" (фойе клуба Речников); "Бурлаки на Волге" Репина (зрительный зал клуба Речников); "Утро в сосновом лесу" Шишкина (старая столовая №1); "На родных просторах" Лихачёва (речной вокзал, 2-й этаж); "Богатыри" Васнецова (новая столовая №1); "Ужин трактористов" Пластова (колхоз "Путь коммунизма"). К сожалению, судьба этих картин неизвестна, так как, ни клуба, ни вокзала, ни столовых, ни колхоза "Путь к коммунизму" уже нет.
В 1949 году Федор Петрович участвовал в "Областной выставке работ сельского самодеятельного изобразительного и прикладного искусства" в Астрахани, где выставлял портреты В. Ленина и И. Сталина и два этюда. Был отмечен в числе наиболее талантливых художников, которым была предоставлена возможность учиться в Ленинградской Академии художеств в течение двух лет, но из-за болезни он не смог воспользоваться этой возможностью.
В 1952-1958 г.г. Федор Петрович работал мастером художественного цеха артели инвалидов "Большевик" в Петропавловке. Цех принимал заказы на вывески (на магазины, столовые, библиотеки и т.д.), лозунги, репродукции с картин. В цеху изготавливались и расписывались гипсовые изделия на продажу ("Голубь мира", "Красная Шапочка и " Серый волк").
А в 1958-1974 г.г. он снова работал на АССРЗ техником-чертежником, маляром-живописцем, художником-оформителем. В 1966 г. закончил одногодичную заочную школу оформителей наглядной агитации при Астраханском обкоме КПСС.
Работая художником-оформителем, оформлял цеха, красные уголки, теплоходы и баржи перед навигацией, рисовал огромные плакаты, щиты с соцобязательствами, оформлял праздничные колонны, по его эскизам изготавливались стенды, доски почета. По его эскизу были сварены ворота на старой территории АССРЗ, которые сохранились до сих пор.
Федора Петровича приглашали оформлять горком партии, колхоз "Путь к коммунизму", консервный завод, лесхоз, больницу и поликлинику ВЗО, сберкассу и другие организации. Он любил свою работу, был одержим ею, постоянно повышал свой уровень. Подписался на 10 томов "Школы изобразительного искусства", выписывал журналы "Художник", "Творчество", "Огонек" (в нем печатались качественные репродукции картин известных художников). Тексты писал без ошибок, так как "Орфографический словарь русского языка" был настольной книгой. В 1972 году в районном смотре-конкурсе в честь "50-летия образования СССР" по наглядной агитации АССРЗ был в числе победителей. После областного смотра-конкурса на АССРЗ приезжала группа художников-оформителей перенимать опыт.
Федору Петровичу пришлось быть и иконописцем. В 50-е годы XX века, когда во Владимировке была построена церковь Михаила Архангела, его пригласил отец Самсон Полетаев писать иконы. В то время - время воинствующего атеизма, верить в Бога и ходить в церковь было нельзя, иначе могли быть большие неприятности по службе. Люди вынуждены были скрывать свое отношение к религии. А так как Федор Петрович работал в клубе, демонстрировал советские фильмы, писал патриотические лозунги, то связь его с Церковью не могла приветствоваться. Он, и вся наша семья тщательно скрывали то, что он пишет иконы для церкви. Иконы небольшого размера писались дома: "Воскресение" (самая верхняя центральная икона на иконостасе), "Глава Иоанна Крестителя", "Святая троица", "Юдифь" Джорджоне. Иконы же большого размера писались в храме: "Распятие Иисуса Христа на кресте", "Николай Чудотворец" (стояла в храме отдельно слева), "Вознесение" (стояла в храме отдельно справа).
Судя по технике письма, по всей видимости, им написаны: "Богородица" и "Иисус Христос и Архангелы" по бокам от них на иконостасе, а также "Иисус Христос" в полный рост в соседней комнате, справа на стене.
Возможно, что им написана и "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, так как разговор о ней дома был. Одну из икон, написанную Федором Петровичем и очень понравившуюся приезжавшим, выше стоящим чинам отец Самсон подарил, и её увезли в Астрахань.
В то время, когда писались иконы, для переговоров к нам домой поздно вечером приходил дьячок храма Михаила Архангела Михаил Михайлович Криушин. И Федор Петрович отправлялся в далекий путь от пристани в Петропавловке до храма во Владимировке пешком, так как никакого транспорта не было. Он рассказывал, что его запирали в сторожке, чтобы никто не видел. Кстати сказать, сыновья Криушина - Михаил, Василий и Николай - первоклассные плотники, строили храм Михаила Архангела.
Как ни держали в секрете иконописание Федора Петровича, видимо, более приближенные к храму старушки прослышали об этом и стали приносить старые иконы на реставрацию, говоря: "Понови, Федя!". И несколько икон действительно он реставрировал.
С 30-х годов ХХ века в родительском доме Нестеренко сохранилась картина на библейский сюжет "Отсечение главы Иоанну Крестителю", написанная в годы учебы в Саратове. В августе 2016 года эта картина передана в дар храму Петра и Павла в Петропавловке.
В молодости Федор Петрович, кроме живописи, увлекался поэзией и сам писал стихи, играл на кларнете. В 1936 году женился на жительнице Петропавловки Пшеничной Марии Васильевне, работавшей акушеркой в больнице водздравотдела. В семье было двое детей – дочь Алевтина (1938 г.р.) и сын Владимир (1948 г. р.).
В 1974 году Федор Петрович рассчитался с работы из-за болезни жены, с которой прожили 38 лет. Его уход оказался очень ощутимым, стало понятно, как много делал и сделал для завода и Петропавловки этот скромный человек. Почти все, куда ни посмотришь, в Петропавловке было написано и нарисовано его рукой. Кроме того, что он был, несомненно, талантливым художником, он еще был "мастер - золотые руки": сам выделывал полотна, сделал этюдник, вырезал палитры, делал кисти, мастихин, был профессиональным электриком, пилил, строгал, шил, ремонтировал обувь и многое, многое другое. Трудно даже перечислить, чего он не умел. К нему обращались люди с разными просьбами, в том числе, и в дни похорон. И он никому не отказывал. Таким был в жизни талантливый и скромный художник из Петропавловки.