Куда обратиться и можно ли вообще надеяться, что ваша идея воплотится в жизнь и станет законом, по которому будет жить вся Астраханская область, разбираемся вместе.
Каждому из нас приходят идеи о том, как можно усовершенствовать тот или иной закон, решить какую-то проблему, улучшить ситуацию в регионе. Но обычно дальше разговоров на кухне дело не заходит.
Ни для кого не секрет, что создание закона – дело сложное и довольно длительное. Любой закон начинается с желания что-либо изменить, с идеи. Предложить такую идею может любой житель, но вот проблема: чтобы быть инициатором закона, который бы получил дальнейшее рассмотрение, его должны поддерживать ещё, как минимум, 999 человек. Это условие для внесения законодательной инициативы в Астраханской области. К тому же, все эти граждане должны проживать в регионе и обладать активным избирательным правом. Согласитесь, выполнить эти условия достаточно сложно.
Однако есть другая, более простая, схема предложения своей идеи. По Уставу Астраханской области, среди ограниченного круга лиц правом законодательной инициативы наделены областные депутаты. А это значит, для продвижения своей идеи можно обратиться к народному избраннику. Специально оформленного документа, говорит Татьяна Тетерятникова, депутат Думы АО не требуется. Достаточно прийти на приём, чтобы обсудить, насколько предложение реально, ведь депутаты владеют ситуацией в регионе, поэтому знают, что может "пройти", а что нет. После выработки концепции будущего законопроекта, депутат вносит предложение в областную Думу и, исходя из направленности, этот законопроект (здравоохрание, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и пр.) отправляется в один из рабочих комитетов законодательного органа. Именно там и зарождаются региональные законы.
После этого сотрудники аппарата Думы оценивают, есть ли у региона технические и финансовые возможности для реализации закона. Ведь зачем принимать закон, заранее осознавая, что он будет "мертворожденным"? Если ресурсы найдены, документ дорабатывается детально, с учетом всех предъявляемых требований. Далее законопроект проходит экспертизу в администрации Губернатора, Министерстве юстиции, контрольно-счетной палате и прокуратуре Астраханской области. Надзорный орган дает оценку соответствия будущего закона нормам федерального права. После прохождения всех этих инстанций и получения заключений, согласованный и подготовленный, законопроект выносится на заседание комитета, а потом и Думы.
По результатам обсуждения законопроекта члены Думы АО принимают решение: принять проект закона либо отклонить его. Как поясняет Татьяна Тетерятникова, даже если законопроект не соответствует требованиям одной из надзорных инстанций, например, региональной прокуратуры, он всё равно может быть принят депутатами, но в первом чтении и в дальнейшем будет направлен на доработку. Если депутаты не примут законопроект, как вы понимаете, на нём ставится точка. А в случае принятия он отправляется к Губернатору области для подписания и обнародования. У главы региона есть право отклонить законопроект, но в случае подписания он станет настоящим законом Астраханской области, который после опубликования вступит в силу.
Как видите, от идеи законопроекта до его принятия — множество ступеней. Однако у каждого ахтубинца есть возможность предложить такой закон, по которому бы смогла жить вся Астраханская область.