Одним из опытнейших преподавателей в районе по техническому творчеству является директор Сям-Каксинской основной школы Валерий Семенов.
- Окончив Ярское педучилище, я вернулся в свою деревню и стал преподавать в родной школе, - рассказывает Валерий Никитич Семенов. – Это было в 1984 году. Стал вести уроки труда. Сейчас они называются уроками технологии. И тогда же начал вести кружок резьбы по дереву, потом переименовали на "Умелые руки". А моделированием занимаюсь с 1992 года.
Как и в других школах района, в Сям-Каксинской школе ребята занимаются по трем направлениям: автомодельный, судомодельный и авиамодельный. Осенью внимание уделяют изготовлению автомоделей. Делают их из разных материалов – бумаги, картона, пластика, дерева…. В январе-феврале переходят на судомоделирование, в весенние месяцы - на авиамоделирование. Как отмечает преподаватель, так им работать легче. По каждому виду проводятся соревнования. В частности, автомодельные соревнования "Первая скорость" в последние годы организуются в Сям-Каксинской школе. Кружок технического творчества посещают 11 мальчиков из 5-9 классов. Были годы, когда в кружке занимались и девочки. Работали они наравне с мальчиками. Даже занимали призовые места. Но сейчас их в кружке нет. Девочек привлекают "девичьи" кружки.
- С моделями мои ребята участвуют во всех районных соревнованиях, - продолжает Валерий Никитич. – Были победы и в республике. Мальчики с большим желанием посещают кружок моделирования. Мне и самому интересно с ними. Особенно радуются ребята, когда модели уже готовы, и они с волнением ждут первых испытаний.
В последние годы работать стало значительно легче. С вводом новой школы и по программе модернизации школ установлены новые оборудования. Только вот с расходным материалом есть проблемы. Как и все в основном работаем с бросовым материалом. Из магазинов покупаем лишь клей, бумагу, пленку, резину. Даже двигатели на модели ребята приносят из дому от своих старых машинок.
Мне, кажется, у нас еще недооценивают пользу уроков технологии и кружков, которые прививают любовь к труду. Уменьшаются часы, возникают проблемы с материалом. А в итоге получается так, что ребята разучиваются работать. Почему сейчас многие предприятия нуждаются в рабочих руках – да потому, что выпускники не хотят получать рабочие профессии. А на рынке труда они востребованы в первую очередь. Раньше ученики в школе и полы мыли, и в столовых дежурили, и дома все делали своими руками. Возможно, в ближайшем будущем в школьных программах что-то и изменится. Но, к сожалению, пока приходится работать так.
Слова Валерия Никитича заставляют, конечно, задуматься. Несмотря ни на что, учителя стараются делать все зависящее от них, чтобы их дети были подготовлены к самостоятельной жизни. Вот и кружок, который ведет директор Сям-Каксинской школы, дает мальчикам те навыки, которые обязательно пригодятся в их семейной жизни.