О строительстве дороги с твердым покрытием в д. Ш.-Кибья, которую разделяют от райцентра порядка 30 км, разговоры велись давно. И этот день настал.
21 мая алнашские дорожники приступили к реконструкции дороги Варзи-Ятчи – Ляли – Шадрасак-Кибья протяженностью около шести километров.
Что из себя представляет эта дорога? Сказать, что это обычная сельская дорога, было бы неверно. На этом пути попадают речки, спуски, подъёмы, которые приходится срезать или наоборот вывозить грунт и выравнивать неровности. Ну и есть места, где приходится сооружать водопропускные трубы, строительство которых занимает немало времени. Кстати, установка водопропускных труб предусмотрена проектом на этом участке в 14 местах. Ещё попадаются два моста, которые построены недавно и находятся в хорошем состоянии, в ремонте не нуждаются.
По словам начальника Алнашского ДУ Станислава Бикшинтеева, с которым мы недавно побывали на этом объекте, сейчас здесь в основном идут земляные работы и ведется строительство водопропускных сооружений. Завезена песчано-гравийная смесь, щебень должны завезти в ближайшее время. Техники здесь не так много. Работа по реконструкции дороги оживится после сдачи объекта на участке дороги Можга-Вавож протяженностью 5 км, где алнашцы помогают соседям укладывать асфальт. Сегодня там занято до 35 единиц техники, в том числе 20 самосвалов. В середине июля его должны сдать. После этого часть техники будет направлена на капитальный ремонт федеральной дороги от границы с Татарстаном до Ятцазшура протяженностью 5 км, другая вернется на объект в сторону Ш.-Кибьи. Если провести параллели между нынешними объектами по характеру выполнения работ, то, наверно, капремонт федеральной дороги будет более трудоемким и сложным, потому что здесь наблюдается большая интенсивность движения, поэтому работы будут проводиться только на половине проезжей части. Кроме этого предстоит выполнить работы по регенерации дорожной одежды. По объёму работ это самый большой объект для дорожников, стоимость его составляет более 300 миллионов рублей.
Возвращаясь к строительству дороги в Ш.-Кибью надо заметить, что изначально планировалось строить дорогу в эту деревню прямиком, не заезжая в д. Ляли. Но позже пришли к единому мнению, что реконструкция должна коснуться и улиц деревни Ляли. Ведь дороги — это прежде всего качество жизни населения. Хотя в первое время неудобства для населения будут. Сложности возникнут и для строителей, потому что придется переносить часть инженерных коммуникаций, обеспечивающих связь, газ, электричество и т. д. Это все надо будет согласовывать с этими службами.
Хотя Станислав Бикшинтеев говорит, что на этом объекте больших сложностей нет, они всё же есть. На объекте рабочим приходится работать не делая объездные дороги, что разгрузило бы движение транспорта на опасных участках. Если надо бывает срезать верхний слой дороги, то им приходится сначала убирать только половину проезжей части. Другая используется для проезда. Потом таким же образом реконструируется и вторая половина дороги. Местами приходится брать грунт до 1,5 метра. Все это трудоёмкая по времени работа. Больше всего земляных работ предвидится на подъёме в сторону Ш. Кибьи. Срезается грунт для того, чтобы в первую очередь обеспечить безопасность движения и в любое время суток здесь могли проехать машины "Скорой помощи", пожарные машины, а также другая спецтехника.
На реконструкцию данной дороги выделено 135 млн. рублей. По проекту она должна быть построена до пруда д. Ш.-Кибья. Строители идут по графику. Сдать объект планируется в конце сентября.