Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Алнашского района Удмуртской Республики

427880, Удмуртская Республика, Алнашский район, село Алнаши, улица Комсомольская, 9
телефон: +7 (34150) 3-14-64
e-mail: alnred2@udm.net, alnred@mail.ru, alnred@yandex.ru (бухгалтерия)

Род музыкально одаренных

Желание написать об этом человеке было уже давно. Но как-то все откладывала. И вот накануне Дня учителя наша беседа все же состоялась. Знакомьтесь – Виталий Зубков. Почти 40 лет трудится в Азаматовской средней школе.

- Виталий Юрьевич, как мне известно, в вашем роду музыкально одаренных людей немало. Один из ваших родственников, Владимир Евгеньевич Зубков, прославился на всю Удмуртию.

- Да, это так. Для меня во всем был примером мой дядя, брат мамы, Николай Николаевич. Помню, как он вернулся со службы из Германии и привез с собой губные гармошки. Мне тогда было лет 5. Я с наслаждением слушал исполнение мелодий дядей на губной гармошке. И, конечно, захотелось попробовать самому. Вначале просто извлекал звуки, потом появились мелодии. Позже он себе купил баян. Мне тоже было любопытно, что это за инструмент, как на нем играют. Стал учиться. И здесь у меня все получилось.

В детстве я был непослушным мальчиком. И воспитывала меня, можно сказать, улица. Мама, Надежда Николаевна, была постоянно на работе, воспитывать меня у нее не оставалось ни времени, ни сил. Рано начал курить. Меня и ругали, и воспитательные беседы проводили – все без толку. Курил долго. Бросил лет пять назад. Больше не тянет. А алкоголем никогда не увлекался. Еще когда обучался в школе, молодежь меня приглашала на разные вечеринки, гулянки. Я играл на баяне, а они веселились, играли. Конечно, многие мероприятия не обходились без спиртного. Предлагали и мне. Но мне этого не хотелось. По-моему каждый человек должен уметь держать себя в руках.

- Думаю, что дар игры на музыкальных инструментах у вас от бога, интересно узнать, что вас привело в школу?

- После десятого класса военкомат меня направил учиться на водителя. Получил права, а потом призвали в армию. Службу проходил в военно-воздушных силах. Здесь тоже не расставался с музыкой. В свободные минуты с ребятами играли на гитаре. Наверно, служба в армии стала переломным моментом в моей жизни. Многое там я переосмыслил, о многом, возможно, пожалел. Но упущенное время вернуть уже было нельзя. Вернувшись домой, поступил в Ижевское училище культуры на хоровое отделение. Успешно закончив его, я вновь приехал в родную деревню. Устроился работать директором клуба. Школа тоже нуждалась в учителе музыки. Стал работать и там. Учил ребят, вел кружки. Так проработал 16 лет. Но потом выбрал только школу. Работать совместителем нелегко. Приходится разрываться. Раньше в школе детей было много. Пели все. Ежегодно готовились к смотрам художественной самодеятельности.

Помню, как мы однажды на районной сцене выступили сводным хором в 98 человек. Выступление таким составом удивило всех. Да и исполнение было на высоком уровне. Учителя и дети исполняли песни на пять голосов. Но и готовились к таким мероприятиям тщательно, разучивали песни по партиям, соединяли, оттачивали звучание. На этих смотрах мы долгие годы были в призерах. Сейчас, наверно, собрать такой хор уже нереально.

- Говорят, что в последнее время дети слишком загружены. Как они успевают заниматься в кружках, и сколько ребят насчитывается у вас?

- Мне, кажется, если у ребенка правильно составлен режим дня, то он успевает везде. Да и учится хорошо. Сейчас у нас в школе обучается 71 ребенок. Более 50 детей посещают мои музыкальные занятия. 15 девочек и мальчиков из начальных классов обучаются игре на свирели. Пятиклассники осваивают гармонь. Дети постарше занимаются на гитаре. Есть и те, кто увлекается синтезатором. Все приходят ко мне по расписанию. А еще большинство этих ребят посещают другие кружки. Они большие молодцы. Все занимаются с большим желанием.

Как-то мы выступали в Кузебаеве и там спросили у ребят, как они учатся. И что вы думаете, среди моих гитаристов были одни ударники и отличники. Это еще раз доказывает, что игра на инструментах ничуть не мешает учебе.

А еще в этом году к нам присоединили Шайтановскую начальную школу-детский сад. Теперь мы обучаем и их. Как и в Азаматове знакомлю малышей с инструментами. В детском саду пока разучиваем песни. Есть там шумовые инструменты. Постепенно будем осваивать их. Есть и другие задумки, которые постараюсь претворить в жизнь в самое ближайшее время.

- Проработав столько лет в школе вы, наверное, можете сказать что изменилось в преподавании музыки за эти годы?

- В первую очередь изменились требования. Но это ладно – веление времени. Но в последние годы стало беспокоить то, что дети перестали обладать музыкальным слухом. Ребята стали слушать профессиональных артистов, чьи песни написаны в очень высокой тональности. Они, конечно, подпевают им, но не добирают до необходимой высоты звука. А еще влияет и то, что родители перестали петь. Раньше взрослые на посиделках пели застольные песни, а дети это слышали и подпевали им.

В 70-90-е годы почти все дети умели красиво петь. В классе, где учились по 20-25 человек, лишь единицы не обладали музыкальным слухом. А сейчас в классе занимаются по 4-5 человек, но они не поют. Поэтому я пришел к выводу, что детей надо обучать играть на инструментах. У играющих постепенно развивается слух. Они начинают петь. Вначале стал я ребят обучать игре на гитаре. На первых порах играли только мальчики, потом изъявили желание девочки. Постепенно желающих стал обучать играть и на баяне, и на гармони. А года два назад я побывал на курсах по игре на свирели. Обучали преподаватели из Москвы. Мне очень понравилось то, что здесь можно освоить инструмент, не зная никаких нот. Детям очень нравится играть на свирели. Играют серьезные произведения известных композиторов.

- В районе всегда не хватало музыкальных работников. Есть проблема и сейчас. Почему это происходит, и с кем из учителей вы поддерживаете тесные связи?

- Да, эта проблема существует. Во многих школах нет специалистов и уроки музыки приходится вести предметникам. Сейчас в компьютере все можно найти. Вот и выкручиваются учителя. После окончания музыкальных училищ выпускники не идут в школы. Это, наверно, связано с низкой зарплатой. В школах для учителей музыки предусмотрено всего полставки. Какой молодой человек согласится работать так? Вот поэтому из года в год ощущается нехватка кадров. Да и по другим предметам можно наблюдать то же самое. Мне, слава Богу, повезло. Со мной рядом работают хорошие учителя, есть понимающий директор. И насчет часов и кружков у меня никогда не возникало вопросов.

Если говорить об учителях музыки в районе, то есть сильные и интересные учителя. Например, в Удм. Тоймобашской школе долгие годы трудился Вячеслав Адаков. Нравится как работают Александр Галеев, Николай Афанасьев. Из молодых я бы отметил Александра Даутова из Муважей. Раньше хорошим преподавателем был Владимир Коротков, преподавший в Чем-Куюке и Варзи-Ятчах. С ним мы не раз ездили на республиканские фестивали П.И. Чайковского. С ребятами выступали даже на городском стадионе. Сейчас, к сожалению, таких больших поездок не бывает. Ежегодно участвуем в межрегиональном фестивале в Енабердино в Татарстане. К каждой поездке готовим новые выступления. Иногда участвуем в районных фестивалях и конкурсах.

- Были ли в вашей практике такие моменты, когда хотелось махнуть на все рукой и уйти из школы?

- Да, бывало такое. Особенно трудно стало в последние годы. Каждый сентябрь учителей так загружают всякими бумагами, отчетами. Только в прошлом году я составил 21 программу. Кому это надо?! Нам они не нужны, а детям – тем более. Они необходимы лишь проверяющим. А сидим мы над ними ночами. Раньше работать было проще. Учителей так загрузили, что у них не остается времени на творчество и к концу учебного года бывает состояние опустошенности и усталости. Наверно, поэтому в летние месяцы я не стараюсь думать об учебном процессе. Даже баян не беру в руки, а полностью отдаюсь своему хобби – рыбалке.

- Виталий Юрьевич, в завершение нашей беседы расскажите о своей семье. Я знаю, что ваша супруга Валентина Егоровна тоже всю жизнь посвятила воспитанию подрастающего поколения?

- Да, мы вместе трудимся не один десяток лет в школе. Валентина Егоровна обучает детей математике. По возрасту мы уже оба на заслуженном отдыхе. Дочери не пошли по нашим стопам. Старшая Людмила посвятила себя здравоохранению. Младшая Елена хотя и получила учительскую профессию, но работать в школе не стала, сказала, что это не ее. Так получив образование экономиста, работает бухгалтером. Обе еще не замужем, а нам уже хочется понянчиться с внуками.

Как и у всех деревенских, у нас свое хозяйство, построили дом. Держим немного живности. Садим овощи, готовим соленья-варенья. Балуем своих детей. Часто ездим к ним в гости в Ижевск, да и сами наведываются, помогают по хозяйству.

Автор: Людмила Сурчакова

По этой теме: День учителяпраздникиЗубков

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 941

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика