Хотя он уже на заслуженном отдыхе, привык вставать рано. В 6 часов уже на ногах. "Я держу две козы и они меня очень дисциплинируют, - улыбается Анатолий Федорович. - Их надо вовремя накормить, напоить и подоить. Ухаживаю за ними сам. Сам и дою". Дальше в его рабочем графике — прогулка до родника, который располагается за ветлечебницей с. Алнаши. Ходит не только за водой, но и подышать свежим воздухом, полюбоваться природой, пообщаться со сверстниками, которых бывает здесь немало. Бывая здесь, всегда с завистью смотрит на тех, кто занимается моржеванием или обливается холодной водой. Он в одно время тоже обливался водой и знает что такое "холодный душ". Действует отрезвляюще и приводит в "рабочее состояние" все клетки организма.
Родился Анатолий Федорович в д. Черный Ключ. "Детство моё осталось в памяти как небольшие картинки, нарисованные самой природой, - говорит сегодня юбиляр. - Дедушку (ӵужатай) Захар Ивана я уже не помню. Рос с бабушкой Огафией. Мама часто уезжала на заработки, а потом и вовсе отдала меня на воспитание. В Муважах я воспитывался у родственников родного отца, которые не имели своих детей. Оддой Саня (Семенов) Евдокимов Александр Евдокимович) заменил мне отца. Камит Олька (Данилова Ольга Даниловна) стала мне матерью. Они не были расписаны, поэтому фамилии носили разные. Вот этим самым дорогим мне людям я сегодня обязан всем, чего достиг в этой жизни".
Мальчик рос любознательным и интересовался всем происходящим вокруг. Как и все сверстники, любил технику — зерноуборочные комбайны (отец работал на комбайне), машины... Мечтал выучиться на водителя, потому что дядя Николай работал шофером в колхозе. С пятого класса начал водить машину. А в девятом классе за рулем осмелился съездить в Можгу с зерном на элеватор, выручая дядю, потому что тот в этот день отмечал день рождения товарища. Обошлось благополучно и без происшествий.
Помимо техники, его с детства тянуло к рисованию. Любил рисовать лошадей и очень расстраивался, когда не получались задние ноги (рисовал такими же, как передние). Любил срисовывать картинки с книжек. В школе альбом с его рисунками учитель рисования показывал в других классах. А однажды его рисунки вместе с работами других детей выставили в Муважинском клубе. Все его работы заслужили похвалы. Впоследствии он твёрдо решил стать художником. После окончания восьмого класса поехал сдавать документы в Казанское художественное училище, но понял, что его рисунки ещё слишком слабые и решил не рисковать, а ещё год позаниматься самостоятельно. Однако после девятого класса директор школы Зоя Павловна Поносова убедила окончить среднюю школу и поступить на художественно-графический факультет Ижевского пединститута. Так и сделал. Но прежде чем получить специальность, ему пришлось окончить Муважинскую начальную, Кузебаевскую восьмилетнюю и Голюшурминскую среднюю школу. В студенческие годы пел в институтском хоре, играл в студенческом оркестре народных инструментов, занимался в секции спортивного ориентирования. Его трудовая биография началась в Кекоранской средней школе Як.-Бодьинского района, куда они поехали вместе с супругой Фаридой Ильтемировной, сыграв свадьбу еще в студенческие годы. Отсюда его призвали в армию, службу проходил в зенитно-ракетных войсках Дальневосточного военного округа в непосредственном подчинении начальника политотдела части по художественно-оформительской работе. Имел несколько воинских профессий. Участвовал в стрельбах на зенитно-ракетном полигоне. За хорошую службу был награждён Почётной грамотой командира части, краткосрочным отпуском с выездом на родину и значком "Отличник Советской армии".
Через несколько лет Анатолия Федоровича потянуло в родные края. Семейная пара устроилась работать в Алнашскую среднюю школу. Он — учителем изобразительного искусства и черчения, она - учителем русского языка. Но через три года ему опять пришлось поменять работу - пригласили в Алнашскую музыкальную школу, где открылось художественное отделение. А.Захаров с большим желанием взялся за новое дело, потому что "развязались" руки для творчества. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает... Вскоре карьерная лестница привела его в исполком районного Совета депутатов. Его назначают заведующим отдела культуры. Вот тут и раскрылись в полной мере его организаторские способности как руководителя. Анатолий Федорович поставил перед собой задачу поднять престиж профессии культработника. Сначала нужно было закрепить специалистов на местах и вернуть тех работников, которые уехали в другие районы. Активно взялся за строительство жилья. За эти годы было приобретено и построено 19 домов. В период его работы в селе Алнаши были открыты три музея, Центр декоративно-прикладного искусства и ремесел, построены два Дома культуры, здание Асановской детской школы искусств. Разработана районная программа "Возрождение и развитие культуры села на 1991-1995 годы", где основной упор делался на возрождение забытых народных традиций и обрядов. В эти же годы Анатолий Федорович начал поднимать вопрос о необходимости строительства детской школы искусств в Алнашах. Работавший в эти годы председателем исполкома райсовета Алексей Пермяков поручил ему самому заняться этим делом. Вопрос оказался не таким простым, как оказалось. Строительство данной школы растянулось на 12 лет. Тогда в республике подобных школ ещё не было, как и проектов. За основу был взят типовой проект Дома культуры. Его крыша должна была быть плоской, поэтому пришлось скорректировать предложенный проект: вместо плоской крыши сделать скатную, а вместо технического этажа спроектировать место для библиотеки. И только 28 августа 2002 года Алнашская детская школа искусств отпраздновала новоселье. Вот так у новой школы появились не только новые классы, зрительный и выставочный залы, семь мастерских декоративно-прикладного искусства, но и другие помещения. Школа была укомплектована современным и самым необходимым оборудованием. Все это создало условия для увеличения количества обучающихся детей и позволило значительно улучшить качество преподавания.
"Я был молод и лез туда, куда надо и не надо было, - рассказывает мой собеседник. - При строительстве школы где-то и характер приходилось показывать, что потом сказалось на моем здоровье. Но я себя отношу к числу тех, кто вложил немало сил в строительство этой прекрасной школы".
В 1997 году, после тринадцати лет работы заведующим отделом культуры, он снова вернулся в Алнашскую ДШИ. Уже в качестве директора и преподавателя художественного отделения. Одновременно учился в Удмуртском институте Уральской академии муниципальной и государственной службы, который окончил в 1999 году. На новой должности начал с разработки "Программы развития школы на 1998-2005 годы". В первый же год большинство преподавателей прошли аттестацию и получили квалификационные категории. А сам, как преподаватель, получил высшую квалификационную категорию в 2001 году. На художественном отделении им был разработан и внедрён региональный компонент учебной Программы изучения художественной культуры Удмуртии.
Большой резонанс получил его этнотурпроект "По следам Эштэрек-батыра". А его театр костюма "Даур гумыр" в 2011 и 2013 годах успешно участвовал в международных конкурсах "Когда мы вместе". А.Захаров реконструировал костюмы Ананинской (праудмуртской) археологической культуры VIII-III в.в. до нашей эры, Верхне-Утчанской локально-археологической культуры VI-IX в.в. нашей эры (добулгарский период) и собственно удмуртские южные костюмы XIX-начала XX века. Эти костюмы демонстрировались в гуманитарном лицее г. Ижевска в рамках Дня родного языка.
Анатолий Федорович с благодарностью вспоминает своих самых ближайших помощников и сотрудников, с которыми ему пришлось работать.
Как художник и как человек творческой профессии, Захаров никогда не оставлял творчество и пробовал себя в разных жанрах. У него есть немало живописных картин, которые сделаны для подарков, — "Мувыжо", "На Иже". Есть также картина, посвященная писателю Геннадию Красильникову, которая была написана специально для музея этого великого писателя. Алнашцы, может быть, успели забыть, но у него есть произведения, выполненные в технике чеканки по металлу. Они по сей день украшают наше село. По его предложению были разработаны проекты комплексов "Аллея героев труда" рядом с памятником В.И.Ленину и "Никто не забыт - ничто не забыто". Сам же осуществил художественную чеканку. Также им придумана и его руками выполнена чеканка на стеле, которая установлена на круговом движении в райцентре. А в 2001 году к юбилею села на федеральной автостраде при подъезде к Алнашам со стороны Можги и со стороны Менделеевска были установлены стелы, на которых выбиты на металле название села и год присвоения Алнашам статуса села.
Анатолий Федорович занимается также скульптурой из дерева. Первая скульптура "Свежий ветер" была изготовлена в 1978 году. А на скульптуре "Мелодия древней земли", вырезанной из соснового бревна, в символической форме изображена древняя алнашская земля.
А. Захаров два раза избирался депутатом районного Совета депутатов и столько же делегатом Всеудмуртского съезда, а ещё - седьмого чрезвычайного съезда удмуртского народа.
С супругой Фаридой Ильтемировной, ветераном педагогического труда, которая всю жизнь проработала в Алнашской средней школе учителем русского языка, вырастили троих детей, которые живут и работают в Ижевске. Дима и Зоя окончили, как и отец, художественно-графический факультет УдГУ, а дочь Аня в этом же учебном заведении — факультет иностранных языков.
За годы работы у Анатолия Федоровича образовался большой домашний архив. Свои работы, текстовые материалы, фотографии (он ещё увлекается фотографией) он бережно хранит в альбомах, папках и в своем ноутбуке, с которым не расстается. Они по-прежнему представляют большую ценность не только для него самого, но и для работников культуры, историков, краеведов и школьников.
Жизнь Анатолия Фёдоровича была всегда яркой и содержательной. Он всю жизнь занимался любимым делом. Сегодня его дело продолжают его выпускники, которые работают учителями и руководителями студий изобразительного искусства, архитекторами и дизайнерами, мастерами декоративно-прикладного искусства и художниками-ювелирами.