Масштабное политическое событие и значимое мероприятие для журналистского сообщества, причём, как нашей страны, так и всего мира. Но для "Ударника" оно стало поистине беспрецедентным, так как впервые в истории районной газеты на пресс-конференции побывал представитель и нашего издания. И пусть из более чем полутора тысяч аккредитованных журналистов свои вопросы смогли задать лишь 55, у каждого из присутствовавших была возможность лично убедиться в том, что процесс общения нашего Президента с журналистами не формальный и срежиссированный, а динамичный, острый, конструктивный, дающий пищу для размышления, как главе государства, так и всем нам. Предлагаем вниманию наших читателей некоторые из тем, звучавших в ходе четырёхчасового разговора.
О предстоящих выборах
Дарья КНОРРЕ, радиостанция "Говорит Москва":
- Владимир Владимирович, зачем вы идёте на выборы? Какова ваша цель, ваша миссия? Что вы хотите сделать для России, и какой вы её видите в конце вашего срока, если вы победите на выборах?
Владимир ПУТИН:
- Вы знаете, я уже много раз говорил о том, какой бы я хотел видеть Россию – и на таких массовых мероприятиях, и в беседах более камерного характера. Ещё раз скажу: она должна быть устремлена в будущее, она должна быть очень современной, политическая система должна быть гибкой, экономика должна быть построена на высоких технологиях, производительность труда должна многократно возрасти.
Я бы не хотел сейчас говорить о предвыборной программе, которая у меня, так же как и у других кандидатов, наверняка будет, должна быть. Она у меня практически уже есть.
Повторяю, сейчас, наверное, не тот формат, когда можно её презентовать, но могу вам сказать главное, на чём, считаю, необходимо сосредоточить внимание и власти, и всего общества. Это такие вопросы, если говорить конкретно, как развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, это, как я уже сказал, высокие технологии, повышение производительности труда.
И это всё, без всяких сомнений, должно быть нацелено на то, чтобы повысить доходы граждан, повысить доходы наших людей.
Александр ЮНАШЕВ, Life News:
- Пока мы ждали вашего объявления об участии в выборах, о том, что люди хотят идти на выборы, стать Президентом России, заявили ещё несколько кандидатов. Однако их рейтинг, если не ошибаюсь, если не равен статистической погрешности, то несколько процентов. На ваш взгляд, почему почти за 20 лет вашего правления не появился нормальный, влиятельный кандидат от оппозиции, вообще нет политика "номер два"? Почему так? И вам самому не скучно? Насколько вам интересно участвовать в выборах без сильного конкурента?
Владимир ПУТИН:
- ...на ваш вопрос по поводу оппозиции, почему она не появляется такая, которая была бы конкурентоспособной. Самое простое для меня было бы сказать, что не мне же самому для себя конкурентов воспитывать.
Хотя должен неожиданно вам сказать: думаю на тему о том, что у нас политическая среда тоже, так же как и экономическая, должна быть конкурентной.
И конечно, очень бы хотел, хочу и буду к этому стремиться, чтобы у нас была сбалансированная политическая система. А её невозможно себе представить без конкуренции на политическом поле.
Почему у нас вроде шумные и деятельные оппозиционеры есть, но они действительно не составляют реальной действующей конкуренции власти? Вы знаете, у нас всё-таки, мягко говоря, большая специфика в России сложилась за последние десятилетия. С чем она связана? Смотрите, конечно, совсем молодые люди не помнят, даже не знают, что происходило в 90-е и в начале 2000х годов, и не могут сравнить с тем, что стало теперь.
У нас сегодня много проблем. Мы собрались, прежде всего, для того здесь сегодня, чтобы поговорить об этих проблемах, и будем говорить без всякой лакировки обо всех проблемах. Но всё-таки у нас ВВП вырос на 75% с 2000 года; промышленное производство – на 60; перерабатывающая промышленность росла ускоренными темпами. Соответственно, 70%. Реальная заработная плата сейчас припала, и мы тоже об этом поговорим, в результате кризисных явлений последних трёх лет, но всё-таки с начала 2000х реальная заработная плата выросла в 3,5 раза, пенсия реальная – в 3,6 раза, младенческая смертность сократилась в 2,6 раза, материнская – в четыре раза. Уходили из жизни – и мы сокращались, Россия сокращалась – почти миллион граждан в год. Мы переломили демографическую ситуацию – здесь тоже есть проблема, сейчас об этом будем говорить наверняка, – тем не менее, мы переломили.
Сейчас столкнулись с проблемами двух спадов, демографической ямы. Дополнительные меры будут приняты. Я сейчас об этом скажу ещё в ходе нашей встречи. Уверен, что мы с этим тоже справимся. Продолжительность жизни у нас была 65 лет, 65,3, а сейчас – почти 73. Мы жили в условиях гражданской войны в течение долгого периода времени, несколько лет, шесть лет практически это всё продолжалось, если не больше. Больше – десять почти что. Когда неготовых, необученных пацанов 18-19 лет под пули страна вынуждена была направлять, потому что ничего другого не было. Сейчас у нас посмотрите какая армия. У нас долги сократились в три раза, а резервы страны выросли в 30 раз. Ведь это о чём-то говорит!
Когда мы говорим об оппозиции, важно ведь не только шуметь на площадях или в более кулуарной обстановке и говорить об антинародном режиме. Важно что-то предложить, для того чтобы сделать ещё лучше. А люди-то, конечно, очень многим недовольны на сегодняшний день, и правы, что они недовольны, потому что можно было бы лучших результатов добиваться. Но когда начинают сравнивать и смотреть, а что же предлагают лидеры оппозиции так называемой, особенно несистемной, возникают большие сомнения.
В этом, мне кажется, самая главная проблема тех, кто хотел бы быть конкурентоспособной оппозицией, – нужно предложить реальную, не эфемерную, не крикливую повестку дня, а реальную – такую, в которую люди бы поверили. Надеюсь, что это всё-таки у нас возникнет, и чем раньше, тем лучше на самом деле.
Андрей КОЛЕСНИКОВ, газета "Коммерсантъ":
- Владимир Владимирович, у меня простой и ясный вопрос: как кто, собственно говоря, вы собираетесь идти на эти выборы? Я поясню. Вы можете пойти сам от себя, от общественной организации, от партии. Коротко говоря, "чьих вы будете"? И в продолжение. Говорят, что в вашей администрации есть разногласия по поводу того, кто может быть главой предвыборного штаба. Если нет таких разногласий, то, может быть, вы назовёте этого человека сейчас? И вообще, имеет ли для вас это хоть какое-нибудь значение?
Владимир ПУТИН:
- Это будет самовыдвижение. Но я, конечно, очень рассчитываю на поддержку тех политических сил, как бы они ни были организованы в стране – в партии, в общественные организации, которые разделяют мой взгляд на развитие страны и доверяют мне. Я очень на это, разумеется, рассчитываю. И вообще рассчитываю на широкую поддержку граждан.
Что касается штаба, то, не скрою, мы вчера только об этом говорили. Пока окончательного решения нет. А по поводу разногласий – они всегда есть, у нас живая атмосфера: и споры есть, и несогласие, но до того момента, пока мы не приходим к какому-то единому решению. По этому вопросу – он технический, но всё-таки важный – я бы хотел, конечно, чтобы это были люди авторитетные, известные в стране, и которые искренне, ещё раз повторяю, поддерживают ту политику, которая проводится на протяжении последних лет.
Об экономике и не только...
Кира ЛАТУХИНА, "Российская газета":
- Владимир Владимирович, за счёт чего у нас идёт экономический рост, о котором постоянно говорит Правительство, министры, Орешкин и другие, говорят о тенденциях восстановления экономики? Но всё-таки за счёт чего мы растём? Рост идёт за счёт приписывания циферок или всё-таки есть какие-то реальные предпосылки, может быть, мы стали больше производить тракторов, станков, компьютеров?
Владимир ПУТИН:
- Что касается роста экономики, она всё-таки растёт, и это очевидный факт. Здесь никаких приписок нет. У нас рост ВВП – 1,6%, рост промышленного производства – тоже 1,6%. При этом очень хорошие темпы роста демонстрирует автопром, химическая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство, конечно. В этом году опять будет где-то под три процента по результатам года – рекордный урожай.
Вчера Ткачёв сказал: 130,5 миллиона, наверное, будет. Может быть, будет больше. Это вообще самый большой урожай за всю историю. В РСФСР, по-моему, приблизительно было 127 в 1978 году. То есть такого урожая вообще никогда не было.
Растёт экспорт. Он приобрёл очень масштабный характер. Мы вышли на первое место в мире по объёму экспорта зерновых. Это блестящий показатель. Поэтому рост есть.
На чём он основывается? Во-первых, на том, что всё-таки мы преодолели два известных шока, которые пережили в середине 2014-го, в 2015 году. Какие? Это резкое снижение цен на энергоносители. Оттуда мы получали, как известно, и в значительной степени до сих пор получаем основные доходы в бюджет.
И второе – внешние ограничения или так называемые санкции. Я уверен, просто уверенно это говорю, что санкции не повлияли так, как снижение цен на нефть, но всё-таки повлияли.
Второе. Наше развитие стало больше и больше опираться на внутренний спрос, что чрезвычайно важно для любой экономики. Что ещё говорит о том, что мы вышли не только из рецессии, но перешли в стадию уверенного развития, именно уверенного развития? У нас инвестиции в основной капитал – 4,2%. Обратите внимание, я сказал, что рост ВВП – 1,6, а инвестиций в основной капитал – 4,2. Это что значит? Это значит, что вложения в развитие в два раза, даже больше, чем в два раза, превышают то, что достигнуто сейчас. Это значит, что даже на ближайшую среднесрочную перспективу дальнейшее развитие уже гарантировано. Уже деньги туда вложены, в эти проекты.
Теперь у нас в этом году на данный момент времени прямые иностранные инвестиции достигли 23 миллиардов долларов. Это в два раза больше, чем в прошлом году, и лучший показатель за предыдущие четыре года.
У нас инфляция рекордно низкая за всю историю новейшей России: на сегодняшний день год к году – 2,5%. Дефицит бюджета – 2,2%. Думаю, что он будет на самом деле меньше.
Минфин там зажимает эти цифры, не желая показывать, что можно деньги потратить. Может быть, и правильно делают. Поэтому всё это говорит о том, что на сегодняшний день идёт явное оздоровление и рост экономики. Так что здесь Минэкономразвития и Орешкин объективны.
Антон ВЕРНИЦКИЙ, "Первый канал":
- Владимир Владимирович, вступив в нынешний президентский цикл шесть лет назад, вернее, пять с половиной лет назад, вы издали пакет указов, которые все мы знаем как майские указы. Они касались и практически всей жизни в России, и внешней политики, и оборонной сферы, но, прежде всего, социальной сферы. Мы – журналисты – про них очень много говорили, губернаторы всякий раз вздрагивали, когда вы нагоняй им делали за неполное выполнение части этих указов, например, с расселением ветхого жилья. Как вы сами оцениваете к концу нынешнего президентского срока, какую оценку поставите исполнению майских указов?
Владимир ПУТИН:
- Когда майские указы, если вы вспомните, только вышли, сразу начался "плач Ярославны" по поводу того, что они неисполнимы и что это слишком большая нагрузка на бюджеты всех уровней, что это потащит развитие экономики вниз, что нельзя так планировать повышение заработных плат, что это неприемлемо, заработных плат в бюджетной сфере, прежде всего. Потому что за повышением заработной платы в бюджетной сфере неизбежно должны будут расти зарплаты в экономике, а производительность труда в экономике не растёт так быстро, как темпы роста зарплаты. На самом деле, отчасти это правда. Тем не менее, я посчитал это правильным и необходимым.
Кстати говоря, отвечая на предыдущие вопросы, я сказал, что экономика сегодня всё больше и больше опирается на внутренний спрос. У нас даже при падении реальных доходов населения всё-таки за последнее время, за этот год, постепенно оживает внутренний спрос, внутренняя торговля. Внутренняя торговля выросла на три процента уже. Я думаю, что и показатели по реальным доходам населения будут меняться к лучшему. Если бы не было этих ориентиров, которые были заданы в 2012 году в указах, по поводу необходимости обеспечить рост зарплат в бюджетной сфере: учителя, врачи, преподаватели вузов, дошкольного образования и так далее, – то и этого бы не было. Было бы хуже намного. Считаю, что и я, и коллеги сделали правильно в своё время, когда обозначили эти целевые показатели.
Примерно 94% заявленных целей исполнены. Это касается, в том числе и уровня зарплат в бюджетной сфере. Уверен, что в 2018 году, как и планировалось, всё будет доведено до логического завершения. Эти целевые показатели будут достигнуты.
Вы сказали про ветхое жильё. Там ставилась задача по ликвидации аварийного жилья. Это немного разные категории. Что касается аварийного жилья, то в целом задача практически решена, по аварийному именно. Но другое дело, что у нас ветхое мало чем отличается иногда от аварийного. Но мы сейчас говорим о целевых показателях. По аварийному практически во всех регионах достигнуто.
Теперь другая была поставлена задача – обеспечить детей местами в детских садах. Она практически тоже решена на 98,96%. В начале этой программы у нас около полумиллиона детей нуждались в местах в детских садах. Сейчас в подавляющем большинстве регионов эта задача решена полностью. Есть несколько регионов, где ещё работа не закончена. Количество детей, которые ожидают мест в очередях, – 63 тысячи. То есть было около полумиллиона, сейчас – 63 тысячи. Уверен, мы в ближайшее время этот вопрос закроем. Так что в целом майские указы выполняются удовлетворительно.
Алина ЧАБАН, ГТРК "Псков":
- За последние полтора года в стране резко повысилась кадастровая стоимость земли, что повлекло за собой увеличение налогов на землю. Это коснулось, в первую очередь, простых людей – владельцев дач, садовых участков, да и тех, кто живёт в деревнях и сёлах. К примеру, в Псковской области налог на землю вырос более чем в 10 раз... Региональные власти рекомендовали муниципалитетам снизить ставки, но в целом проблема так и не решена. Владимир Владимирович, можно ли разобраться с этим вопросом окончательно?
Владимир ПУТИН:
- Этот вопрос, действительно, на мой взгляд, чрезвычайно важен не только для Пскова, но и для других регионов – практически для всех.
Во всём мире так устроено, и это естественно: собственники определённого имущества его содержат, платят налоги. А кадастровая стоимость – это рыночная стоимость. И это тоже правильно.
Но что неправильно? Эти уровни тарифов кадастровых платежей должны быть основаны на каких-то реалиях. Они должны быть основаны на реальных доходах населения.
Сейчас не будем ругаться на тех, кто принимал соответствующие решения. И в начале этого пути люди часто обращали на это внимание, но инициаторы процесса говорили о том, что это будут сбалансированные решения. Но решения оказались несбалансированными.
У нас есть льготные категории граждан, которым делают вычет с имущества стоимостью 10 тысяч рублей. Но земельные участки, о которых вы сказали, эти так называемые шесть соток, во многих регионах страны дороже, чем 10 тысяч рублей.
Вы про Псков сказали, а что говорить про Московскую, Ленинградскую области, другие регионы России вокруг городов-миллионников? Поэтому, думаю, что в самое ближайшее время – я вам благодарен за этот вопрос – такое поручение обязательно дам Правительству.
Чтобы Правительство вместе с депутатами Госдумы приняло решение, согласно которому все те льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 тысяч рублей, получили льготу в натуральном выражении и не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов. То есть те категории, которые имеют льготу по 10 тысяч рублей.
Но этого, считаю, недостаточно. Плюс к этому нужно расширить список за счёт всех пенсионеров по старости. Потому что, во-первых, эти люди уже имеют льготы, связанные с квартирами и домами, и пополнение этого списка за счёт пенсионеров по старости будет логичным и справедливым. Государство от этого не пострадает.
Елена АГАМЯН, ГТРК "Новосибирск":
- Сибиряки в этом году намолотили рекордный урожай. И, к сожалению, оказалось так, что он никому не нужен, потому что государство решило не объявлять интервенции, элеваторы полны зерном ещё интервенции 2008 года. Его вывозить за территорию региона очень сложно, потому что мы находимся в центре страны: нам что до Новороссийска, что до Владивостока очень дорого это зерно везти. Аграрии терпят огромные убытки. Продают зерно, поскольку его хранить негде, буквально за полцены. Они готовы сегодня к диверсификации, готовы переориентироваться и сажать, сеять что-то другое, но им со своих полей очень трудно понимать, что нужно стране сегодня и что ей понадобится завтра. Может быть, вернуться к системе Госплана? Может быть, есть какие-то другие варианты, когда крестьяне не будут получать рекордный урожай и вместе с тем рекордные убытки?
Владимир ПУТИН:
- Вы сказали "за полцены". Надо понять только, что такое цена, о которой вы говорите. Это цена, которую производитель хочет получить, или это рыночная цена? И что такое рыночная цена?
Без всяких сомнений, производители зерна нуждаются в поддержке. Она может быть осуществлена разными способами. Или с помощью госзакупок – не думаю, что это исключённый вариант, надо подумать, несмотря на то, что в Правительстве считают, что это нецелесообразно, но надо подумать.
Но точно совершенно, о чём мы договаривались с Правительством, это речь идёт о субсидировании железнодорожных перевозок. Я просто не могу сейчас сказать, принято окончательное решение или нет, но оно должно быть принято, и это должно сработать. Это касается перевозок вообще и на экспорт в частности.
Зульфия СУЛТАНОВА, "Челнинские известия":
- В последний год очень много говорят об увеличении пенсионного возраста. И всем понятно, что дело уже только во времени. Когда будет принято решение, и как вы считаете, на сколько нужно повышать пенсионный возраст для мужчин и женщин?
Владимир ПУТИН:
- Вы затронули очень чувствительный и важный вопрос. Я вам сейчас не скажу об окончательных решениях, потому что они пока не готовы. Вы так сформулировали вопрос, будто решение уже принято.
Действительно, те, кто выступают за повышение пенсионного возраста, говорят о том, что планка выхода на пенсию была обозначена в 30-е годы прошлого века. Когда только устанавливали 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин, тогда и продолжительность жизни была примерно такой же, как это ни странно.
Сейчас европейские страны, Белоруссия, Казахстан, Украина то же самое, – все уже приняли решение о повышении пенсионного возраста. Не сделали этого только мы.
О чём говорят сторонники повышения пенсионного возраста? О том, что если этого не сделать, то с учётом увеличения продолжительности жизни количество работающих будет сокращаться, а количество людей, вышедших на пенсию, будет увеличиваться, и это не даст нам сбалансировать пенсионную систему.
Это совсем не значит, что государство не будет в состоянии выплачивать пенсию. Оно будет в состоянии выплачивать пенсию, там не возникнет катастрофической ситуации, при которой выплаты прекратятся, но доходы пенсионеров будут заморожены и с учётом инфляции будут сокращаться. Так говорят сторонники повышения пенсионного возраста.
Они же говорят, что если повышать пенсионный возраст, то одинаково для мужчин и для женщин. У нас женщины в 55 лет рожают даже. Слава богу, дай им бог здоровья.
Но есть и те, которые предупреждают о том, что есть проблемы в случае повышения пенсионного возраста. На что они ссылаются? Они говорят: "Мы хотим придать нашей экономике инновационный характер. Мы хотим, чтобы главную роль играли цифровые технологии".
Что это значит? Это значит, что тот результат в экономике и на предприятиях, в сфере реального производства, который достигается, условно говоря, применяя тысячу работающих, завтра на этих предприятиях, может быть, потребуется не больше ста, да плюс ещё возраст выхода на пенсию мы снесём вправо до 63 или 65 лет, как некоторые предлагают.
А куда девать людей, которые высвободятся от работы? Что будет с рынком труда? Есть и другие соображения. Чтобы принять окончательно, нужно всё просчитать...
Но при любом варианте принятия решения это не коснётся тех, кто уже вышел на пенсию, это первое. И второе, уже совершенно точно, это не должно быть никаким шоковым решением, не должно быть разовым, это должно быть, как во многих странах делается, постепенно и мягко – или через полгода, или через год.
Но повторяю ещё раз и хочу это подчеркнуть: никакого окончательного решения не принято. И ещё одно, чрезвычайно важное обстоятельство. Такие решения не могут приниматься кулуарно, даже на уровне Правительства. Это должно происходить открыто, с привлечением общественности и, конечно, в ходе открытой дискуссии в представительных органах власти, в том числе в парламенте.
О международной политике
Сергей БРИЛЁВ, "Россия 1":
- Сегодня основная часть вопросов касается внутренней политики... Я всё-таки хотел про международку спросить... До нынешнего обострения геополитической ситуации задолго уже начал, так сказать, крошиться фундамент того, к чему мы привыкли в международных отношениях. Американцы вышли из ПРО, потом мы здесь, в Европе, не договорились о Договоре об обычных вооружённых силах, потом зашатался, к ужасу, Договор о ракетах средней и малой дальности. Если взглянуть дальше, выживет ли Договор СНВIII, и если предположить, что зашатается и он, то не приведёт ли это к новой гонке вооружений, что потребуется так поднимать военные расходы в России, что могут пострадать и уже ставшие привычными социальные выплаты, о которых сегодня так много разговоров?
Владимир ПУТИН:
- Мы не выходили из основополагающих договоров, которые являются, являлись краеугольным камнем международной безопасности. Мы не выходили из Договора по ПРО, Соединённые Штаты вышли в одностороннем порядке. Теперь мы слышим разговоры о проблемах по Договору о ракетах малой и средней дальности. Судя по всему, создаются условия и проводится информационно-пропагандистская работа для возможного выхода Соединённых Штатов и из этого Договора, тем более что по факту они уже вышли. Они пытаются нас в чём-то упрекнуть и обвинять, а сами-то они что сделали? Они поставили системы – противоракетные якобы – в Румынии. А как они поставили? Они поставили пусковые системы "Иджис", сняли их просто с моря и поставили. Но в этих системах противоракеты можно легко заменить просто на ракеты средней дальности...
Что касается СНВ-III – то же самое. Мы слышим, что это уже вроде как США невыгодно, им не нужно. Такие разговоры есть. Если это произойдёт, если Штаты опять в одностороннем порядке выйдут из него, это будет очень плохо с точки зрения сохранения международной стабильности и безопасности.
Теперь по поводу наших военных расходов. Мы знаем, мы видим эти процессы, мы понимаем, к чему конкретные действия могут привести. Мы обеспечим свою безопасность, не втягиваясь в гонку вооружений. Военные расходы у нас сбалансированы несколькими содержательными моментами. Первое, нам нужно обеспечить свою безопасность. И, второе, сделать так, чтобы это не привело к разрушению экономики. Мы именно из этого исходим. У нас на следующий год предусмотрены военные расходы – 1,4 триллиона на закупки и 1,4 триллиона на содержание. Это примерно 2,8 с небольшим процента ВВП. Я назвал абсолютные цифры – 2,8 триллиона рублей, это 46 с небольшим миллиардов долларов.
В США подписан закон о военных расходах в 700 миллиардов долларов. У нас – 46 с небольшим, а там – 700. Почувствуйте разницу. Но нам того, что мы тратим эти 46 с небольшим, достаточно. Можно, конечно, сказать, что и этого много. Есть известная шутка: те, кто не хочет кормить свою армию, будут кормить чужую. Это совсем старая. Есть и более современные шуточки. Могу рассказать очередную, она тоже с бородой, но всё-таки более современная. У бывшего офицера сын приходит к нему, он сына спрашивает: "Сынок, у меня здесь кортик был. Ты не видел кортик?" Он говорит: "Пап, не ругайся. Я его поменял у мальчишки из соседнего двора на часы". Он говорит: "Покажи". Посмотрел. "Часы хорошие, молодец. Знаешь, завтра придут к нам бандиты и грабители, меня убьют, маму убьют, сестру твою старшую изнасилуют, а ты выйдешь и скажешь: добрый вечер, московское время 12 часов 30 минут". Мы же с вами не хотим такого развития событий. Так что мы будем уделять нужное внимание развитию армии и флота, не втягиваясь в гонку вооружения и не разрушая бюджет.