- ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА, расскажите, чем обеспечено высокое качество алтайских продуктов?
- Алтайский край – жемчужина России. Он сочетает в себе неповторимую природу, поражающую своим великолепием и первозданностью, и плодородные земли, мощь которых усиливают благоприятный климат и чистейший горный воздух. Предприятия перерабатывающей промышленности Алтайского края полностью обеспечены натуральным сырьём, и, сохраняя в своей работе лучшие традиции, выпускают качественные и натуральные продукты.
- Какие показатели производства в регионе были достигнуты по итогам прошедшего года?
- Пищевая и перерабатывающая промышленность в прошлом году сохранила положительный тренд развития. По итогам 2017 года индекс промышленного производства пищевых продуктов составил 105,4%, производства напитков – 103,6%. Среди ведущих производителей пищевых продуктов Сибирского федерального округа Алтайский край имеет самые высокие темпы выпуска этих товаров.
- Как развивается молочная промышленность региона?
- На протяжении последних лет Алтайский край стабильно входит в пятёрку российских регионов-лидеров по производству молочной продукции, сыров, сухой сыворотки и сливочного масла.
Индекс промышленного производства молочной продукции за семь месяцев текущего года составил 106,2%. Увеличился объём производства сыров, сыворотки, выросло производство цельномолочной продукции. Несомненно, что залогом устойчивых позиций являются регулярная модернизация существующих производств и открытие новых.
В 2018 году в Новоалтайске введено в эксплуатацию новое предприятие ООО "Покровская сыроварня" по производству полутвёрдых сыров. В Барнауле компания "Киприно" построила новый завод по фасовке сыров и масла, с современнейшей логистической инфраструктурой.
Развиваются малые предприятия по переработке молока. В 2017 году были открыты три таких предприятия в Курьинском, Советском районах и городе Алейске. В настоящее время в крае действует 25 мини-производств, в том числе организованных на базе специализированных мини-модулей. В Первомайском районе запущено малое предприятие по производству термостатной цельномолочной продукции: йогурты, сыры твёрдые, масло животное, сметана, творог, кисломолочная продукция. В Барнауле организовано производство козьего сыра и других продуктов на основе козьего молока.
- С введением продуктового эмбарго как поменялся ассортимент сыров, производимых в крае?
- После введения продуктового эмбарго в крае с энтузиазмом приняли политику импортозамещения и теперь выпускают аналоги европейских сыров, которые не уступают своим прототипам. Так, частная сыроварня Александра Кокорина "ТриА" из с. Солоновка Смоленского района освоила производство сыров с белой плесенью. Завод плавленых сыров "Плавыч" выпускает сыры "Фетачини", "Маскарпоне", "Фета" и "Моцарелла". АО "Барнаульский молочный комбинат" производит четыре вида сыра Romber Premium: выдержанный, с пажитником, с козьим молоком, полужирный. Любителей итальянских сыров радует компания "Два сыровара", которая изготавливает "Качокавалло Алтайский" и "Проволоне Алтайский". Сыры типа "Пармезан" стали производить на Алтайском и Салаирском маслосырзаводах. Кроме того, алтайские технологи каждый год удивляют сырных гурманов новинками. В 2017 году барнаульский завод "Любава" запустил в продажу творожный сыр с необычной добавкой – васаби. Аналогов такому сыру в России больше нет.
- Как изменились предпочтения жителей региона в потреблении мяса и мясных продуктов? Как это повлияло на ассортимент производимых у нас мясных продуктов?
- Смена вкусов коснулась всей страны. Эксперты отметили интересную тенденцию: в целом в России меняется структура потребления мясопродуктов. Учитывая ускоренный ритм жизни населения страны, потребители стали отдавать предпочтение замороженным полуфабрикатам, процесс приготовления которых максимально прост и требует минимальное количество времени. Люди всё больше проявляют интерес к здоровому питанию, сменив приоритеты в пользу чистого мяса. Хотя некоторые по-прежнему приобретают колбасу.
В Алтайском крае эта тенденция также заметна: согласно статистике, за последние пять лет в регионе производство мяса и субпродуктов домашней птицы выросло на 13%, мясных консервов – на 10%. А вот производство колбасных изделий сократилось вполовину по сравнению с 2013 годом.
Алтайские производители перестраиваются под запросы потребителей и расширяют ассортимент продукции для различных групп населения, в том числе для детей.
- Что касается производств мясных продуктов для детей: развивается это направление в регионе?
- Да, конечно. До 2018 года в Алтайском крае детскую мясную продукцию выпускали пять предприятий – ООО "Пятачок Плюс", ОАО "Рубцовский мясокомбинат", ОАО "Восход" Каменский мясокомбинат", ООО "Алтайские колбасы", ООО "Мясоперерабатывающая компания "Алтай". А с начала 2018 года детские продукты в свою ассортиментную линейку включил и Барнаульский мясоперерабатывающий завод. У нас производятся варёные колбасы, сосиски и сардельки для детей и другие виды специализированной мясной продукции.
- А в чём отличие детских мясных продуктов от обычных, так сказать, "взрослых"?
- Колбасные изделия для детского питания отличаются сырьевым составом. Например, сосиски "Детские витаминизированные" содержат в своем составе говядину, свинину, молоко сухое обезжиренное, яйца куриные, соль, нитрит натрия, перец душистый, мускатный орех, витамины С, В1, В2, РР, кальций, йод. Сосиски "Малышок" дополнительно содержат крупу манную и бета-каротин (предшественник витамина А), но в них отсутствуют витамины С, В1, В2, РР. Отличает детские колбасные изделия от взрослых наличие свидетельства о государственной регистрации, отсутствие пищевых добавок, таких как фосфаты, глутаматы, консерванты, искусственные красители, ароматизаторы и т.д., запрет на использование в составе ГМО, регламентированное содержание белка, жира и соли, более жёсткие гигиенические нормативы. Детская продукция в крае изготавливается только из мяса алтайских производителей.
- Расскажите, как обычному потребителю найти высококачественные продукты на полке магазинов? Существует ли специальная маркировка?
- Алтайский край всегда славился своими качественными и натуральными продуктами питания. Именно для выделения наших товаров среди других, подчёркивания их качества и появился бренд "Алтайские продукты. + 100 к здоровью".
- Любой производитель может получить право нанесения знака на свою упаковку?
- Нет, решение о предоставлении права использования товарного знака принимается специально созданной комиссией. Чтобы получить данное право, производитель должен соответствовать определённым требованиям, среди которых качество и безопасность заявленной продукции, подтверждённое документально, осуществление производства продукта на территории региона и соблюдение технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и отсутствие просроченных задолженностей по выплатам, в том числе заработной платы.
- Сколько предприятий сейчас объединяет бренд "Алтайские продукты. + 100 к здоровью"?
- Сегодня 26 предприятий имеют право наносить на свою этикетку и упаковку товарный знак "Алтайские продукты. + 100 к здоровью". В июле текущего года ещё два предприятия были допущены к возможности использования товарного знака.
- Что вы можете посоветовать нашим читателям при выборе продуктов?
- Всегда внимательно изучать этикетку и состав продукта, а также стараться выбирать полезные, вкусные и экологически чистые продукты алтайских производителей!