- Дмитрий Владимирович, как вы отнеслись к предложению губернатора Виктора Томенко возглавить здравоохранение края?
- У меня не было колебаний – ехать или не ехать. Скорее это были обсуждения внутри семьи.
- Вы уже полностью погрузились в работу, активно знакомитесь с медицинскими организациями. Расскажите о первых своих впечатлениях.
- Структура алтайской системы здравоохранения очень похожа на красноярскую. Это касается количества медицинских организаций, врачей, в них работающих. Но есть и кардинальное отличие. Доля сельского населения в Алтайском крае в два раза больше, чем в том же Красноярском крае. И это накладывает отпечаток на всю систему здравоохранения региона. В крае созданы современные центры с сильной материально-технической базой, с высококлассными специалистами, но есть и проблемы, как в любом другом регионе России.
- Насколько эффективна, на ваш взгляд, выстроенная в регионе система оказания медицинской помощи?
- Необходимо понимать, что здравоохранение – это не замкнутая система, она постоянно должна претерпевать изменения, которые вызваны потребностью общества, потребностью пациента. В наших медицинских учреждениях уже создана основа так называемого бережливого производства, основанная на принципах доброжелательного отношения к пациенту, но и здесь надо двигаться дальше. Добиться качественного приема пациента у специалиста – а это и правильная организация профилактических осмотров в два приема, и оптимальная маршрутизация пациента, и своевременное назначение лекарственных препаратов, а также их получение. При направлении в краевые учреждения третьего уровня житель района должен четко понимать, в какой день, в какое время и в каком кабинете его примет доктор.
- У вас есть уже определенные планы по дальнейшему развитию системы здравоохранения?
- Вместе со специалистами Минздрава и главными медицинскими специалистами мы уже приступили к работе по разработке новых порядков оказания медицинской помощи по самым актуальным заболеваниям: это болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, оказание экстренной и неотложной медицинской помощи детям и беременным женщинам. До конца года данные порядки будут сформированы и внедрены в работу, сейчас у нас проходит обсуждение с участием медицинской общественности.
- В чем будет заключаться принцип новых порядков оказания медицинской помощи?
- В первую очередь разработка новых порядков позволит выстроить четкие отношения между медицинскими организациями разных уровней: ФАП, районная больница, центр. Например, при оказании помощи пациенту с инфарктом в отдаленном районе фельдшер скорой медицинской помощи сможет связаться со специалистом кардиоцентра, передать кардиограмму и получить консультацию по дальнейшей тактике лечения. Наша задача – максимально ускорить оказание экстренной и неотложной помощи пациенту любого профиля. Кроме того, чтобы у пациента появилась возможность получить почти весь спектр медицинской помощи ближе к дому, в 2019 году начнется формирование семи межрайонных центров. В них будут сконцентрированы современные технологии, здесь же пациенты получат медицинскую помощь узких специалистов, которых в регионе не хватает, что повысит доступность медпомощи для пациентов. В декабре мы планируем провести "Ярмарку вакансий", где будем общаться с выпускниками медуниверситета следующего года, расскажем о новых возможностях в межрайонных центрах. Мы надеемся, что центры дадут возможность молодому врачу самореализоваться.
- Вы уже затронули тему кадрового дефицита в крае. Что касается заработной платы медицинских работников, по статистике, она ниже, чем у красноярских коллег…
- Действительно, средняя заработная плата в Красноярском крае почти в два раза выше, чем в Алтайском крае. Однако дело здесь в другом. В Алтайском крае всего одна зарплатная зона, а в Красноярском их шесть. Две трети региона – территории Крайнего Севера, где зарплаты сами по себе очень высокие, в том числе у медиков. В итоге, когда формируется средняя зарплата по отрасли, именно этот момент оказывает очень серьезное влияние. Кстати, я посмотрел исполнение майских указов президента – в Алтайском крае они выполняются даже с некоторым опережением.
- Однако кадровый вопрос, как и для всей России, для нас остается одним из самых острых?
- Да, вы правильно отметили – это проблема не только нашего региона, она актуальна для всей России. И решить ее в короткий период невозможно. Сейчас мы видим частичное решение в привлечении врачей наиболее дефицитных специальностей. В крае планируется разработать законопроект о компенсации обучения в ординатуре по ряду дефицитных специальностей. Кроме того, я постараюсь встретиться с крупными банками, чтобы снизить процентную ставку по ипотеке для выпускников-медиков. Это снимет некую социальную напряженность. Однако кадровый вопрос не решается только жильем. Поэтому совместно с главврачами мы должны определиться с перспективами кадрового роста каждого выпускника. Тогда молодые специалисты не будут бояться приходить на работу в село. И мы постепенно придем к реальному воплощению тех самых трех постулатов: доступность, качество и безопасность медицинской помощи.
Специальный вопрос "АП"
- Продолжите, пожалуйста, предложение: "Алтайский край для меня – это..."
- Алтай для меня, как для руководителя, – это вызов и проверка на прочность моих представлений о здравоохранении, но это и возможность реализовать свои знания и стать полезным. Я уверен, что Алтайский край скоро станет для меня родным домом.
Досье
Дмитрий Попов родился в 1977 году в Красноярске. В 2000 году окончил Красноярскую государственную медицинскую академию по направлению "лечебное дело". Врач-хирург. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию. В 2010 году назначен заместителем главного врача по организационно-методической работе Краевого клинического онкологического диспансера им. А.И. Крыжановского. С января 2013 года – заместитель министра здравоохранения Красноярского края. В октябре 2018 года назначен министром здравоохранения Алтайского края.
Из основных полномочий
Принимает решения:
– о проведении анализа эффективности деятельности учреждений здравоохранения;
– о реализации оперативных мер по повышению качества оказания медицинской помощи краевыми государственными учреждениями здравоохранения;
– об установлении региональных стандартов медицинской помощи, потребности Алтайского края в медицинских кадрах, контрольных цифр приема в медицинские образовательные учреждения Алтайского края граждан РФ, обучающихся за счет краевого бюджета.