О масштабах уже проведённых ремонтов и планах на будущие наш сегодняшний разговор с заместителем главы администрации района по социальным вопросам, председателем комитета по образованию И.А. ФУКС.
- ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА, минувший 2019 год по объёмам инвестиций в сферу образования в нашем районе (из бюджетов всех уровней – от районного до федерального) без преувеличения можно назвать беспрецедентным. Расскажите, какие суммы потрачены и какие работы собственно проведены?
- Действительно, 2019 год был щедрым для нашей муниципальной сферы образования. В целом на ремонты в образовательных учреждениях потрачено более 100 миллионов рублей. Самый масштабный, безусловно, капитальный ремонт здания школы райцентра, на него израсходовано более 77 миллионов из краевого и муниципального бюджетов (при пятипроцентном софинансировании из бюджета района). Только на приобретение мебели и оборудования потрачено 18 миллионов рублей.
За счёт средств федерального и краевого бюджетов отремонтирован спортзал антоньевской школы, ремонт обошёлся в сумму более пяти миллионов рублей. Кроме того, для спортзала приобретено современное спортивное оборудование.
В Антоньевке, Камышенке, Николаевке, Новообинке и Соловьихе в школах заменены все деревянные окна на пластиковые, что значительно улучшило температурный режим. Кроме того, на деньги, высвободившиеся в ходе конкурсных процедур (торгов), мы смогли заменить электропроводку на первых этажах в антоньевской, николаевской и новообинской школах. Удалось частично отремонтировать спортзалы в камышенской, николаевской, новообинской и соловьихинской школах (заменить пол, отопление, двери). На всё это израсходовано без малого 19 миллионов рублей. Кроме того, на подготовку учреждений к учебному году из муниципального бюджета было потрачено около двух миллионов.
В школы района в течение года поступало и новое оборудование: холодильники и электроплиты – во все школы, за исключением петропавловской; кабинет ОБЖ в школу райцентра; оборудование для пищеблока в зеленодольскую школу; четыре компьютера – в новообинскую. Оборудование для проведения ЕГЭ поступило в школу райцентра, поскольку она является пунктом проведения экзамена. В феврале 2020 года получен новый автобус в зеленодольскую школу.
- Отдельно стоит сказать о капремонте нашей базовой школы, в которой проходят итоговые аттестации выпускников всего района, – школе райцентра. С какими трудностями столкнулись при реализации столь масштабного проекта? Каковы ваши личные впечатления и от процесса и от результата?
- Трудности – это нормально в процессе такого глобального ремонта, они закаляют, позволяют получить определённый опыт. Не буду лукавить, поняла это не сразу и очень эмоционально в начале реагировала на малейшие отклонения от графика, на длительное согласование проектно-сметной документации, внесение изменений в неё, часто ругалась с подрядчиком. Например, на собрании родителей заверила, что ездить деткам придётся недолго, строители обещали всё сделать очень быстро, а когда обнаружилась проблема с полом на первом этаже, всё затянулось, не очень приятно было. К сожалению, не все готовы понять и принять какие-то, пусть временные, сложности, пусть даже после них будет всё замечательно. Было много негативных высказываний, непонимания, в том числе со стороны ваших коллег (в прессе). Но это теперь не имеет значения, сейчас сердце радуется, ремонт завершён. Работы выполнены качественно. Школа преобразилась до неузнаваемости. Новая мебель, прекрасное оборудование. Меня, не только как руководителя сферы образования района, но прежде всего как выпускницу этой школы, переполняет чувство благодарности всем причастным к осуществлению этого ремонта. За инициирование ремонта и поддержку идеи его осуществления отдельное спасибо главе нашего района С.В. Козликину, депутату АКЗС А.Г. Осипову, депутату Госдумы Д.В. Бессарабову, за выделение средств – Губернатору Алтайского края В.П. Томенко и министру образования региона М.А. Костенко, за качественно выполненные работы – ООО "Акмилайт", за осуществление строительного контроля – ООО "Барнаулкапстрой" и лично О.П. Агееву, за терпение и понимание – ученикам и родителям, за умение выстоять в сложных условиях, слаженно и дружно работать – коллективу школы.
- Не успев перевести дух после капремонта школы райцентра, мы вошли в капитальный ремонт ещё одного образовательного учреждения – Паутовской СОШ. Расскажите, пожалуйста, о том как он начался. Всё ли идёт по плану?
- Под занавес уходящего года, в начале декабря, после завершения всех конкурсных процедур был заключён контракт на ремонт данной школы с ООО "Жилсервис". Строительный контроль на объекте выполняет ООО "АлтайСтройКонтроль". Фактически ремонт начался 3 февраля. Объём необходимых работ не позволил производить ремонт в присутствии детей, поэтому было принято решение организовать их обучение вне здания школы (организован подвоз школьников среднего звена и старших классов в Николаевку, младшие классы занимаются в Доме культуры; подробнее об этом вы уже писали в районной газете). Декабрь и январь – самые холодные месяцы, осуществлять подвоз такого количества деток было не совсем удобно, поэтому подрядчик, позаботившись прежде всего о наших детях, предложил начать ремонт с февраля и при этом обещает уложиться в указанные в контракте сроки. В течение двух месяцев представители подрядчика, строительного контроля внимательно изучили проектно-сметную документацию, внесли необходимые корректировки, чтобы не отвлекаться на это в процессе ремонта. Пока работы идут на удивление очень быстрыми темпами. На объекте трудятся 50 человек, у подрядчика своя современная техника, необходимый материал поставляется своевременно. Работы выполняются не только быстро, но, самое главное, качественно. Но, не будем забегать вперёд, цыплят, как говорится, по осени считают...
- А тема капремонта в Паутово не исчерпывается школой...
- Действительно, в Паутово, кроме школы, будет отремонтирован детский сад. Возникла необходимость в дополнительных местах, поэтому мы сейчас возвращаем в собственность района половину здания, которую до сегодняшнего дня занимал ФАП, и за счёт этого расширим садик до его первоначальных размеров. На ремонт детского сада в Паутово в рамках Краевой адресной инвестиционной программы на 2020 год уже запланированы два миллиона рублей из регионального бюджета и 500 тысяч – из районного. На сегодняшний день разработана сметная документация, следующий этап – самый серьёзный – прохождение экспертизы. Но и ФАП в этом селе не останется без крыши над головой, – сейчас Сергей Васильевич Козликин ведёт переговоры по приобретению подходящего здания.
Ещё поделюсь приятной новостью, также относящейся к теме ремонтов, – начата разработка проектно-сметной документации капитального ремонта здания Камышенской СОШ, который запланирован в рамках КАИП на 2024 год. Имея готовую проектно-сметную документацию, мы увеличиваем наши шансы войти в программу уже в 2021-22 году.
- При значительной финансовой поддержке инфраструктуры системы образования с переводом её на более высокий, современный, уровень, как вы оцениваете качество образования в нашем районе на сегодняшний день? Какие результаты показали ОГЭ и ЕГЭ-2019?
- В 2019-2020 учебном году по району средний процент качества образования по итогам первого полугодия составил 38,9, что совершенно не радует. Что касается итогов прошлого учебного года, то 28 девятиклассников оставлены на повторное обучение, все они не сдали математику. Из 128 участников ГИА-9 по русскому языку 22 получили оценку "5", 46 – "4"; по математике оценку "5" получили восемь человек, а оценку "4" – 24 человека; по биологии из 75 участников оценку "5" получил один человек, оценку "4" – 13; по географии из 62 участников аттестации оценку "5" получили 10 ребят, а оценку "4" – 20; по обществознанию из 56 человек оценку "5" получил один участник, а оценку "4" – 19. В 2019 году в ходе ЕГЭ были высокие результаты, так более 80 баллов по биологии и химии, русскому языку получили два выпускника камышенской школы, по русскому языку – две антоньевские выпускницы, один ученик из Зелёного Дола, две выпускницы школы райцентра.
В ноябре-декабре прошлого года прошёл муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 учебном году, по результатам которого на региональный этап были приглашены шесть наших ребят, при этом Вероника Боженко из Антоньевки стала призёром регионального этапа, впервые за много лет.
Как видите, результат работы разный, я бы сказала полярный (противоположный). На мой взгляд, чтобы качество знаний было более высоким, нужны усилия с трёх сторон: учителя, ученика и родителя. Знания даются на уроке, но ведь их нужно закрепить, проще говоря, выучить дома, а здесь нужно желание ребёнка и контроль со стороны родителей. Если выпадает какое-то звено из этой цепочки, результат ухудшается. Уточню, что речь идёт о совершенно здоровых учащихся, у деток с особенностями развития большое значение играет состояние здоровья.
- Какие масштабные образовательные проекты реализуются сегодня в школах нашего района? Об одном из них – программе персонифицированного дополнительного образования – мы уже говорили на страницах районной газеты.
- В рамках национального проекта "Образование" по инициативе Губернатора Виктора Петровича Томенко в нашем крае реализуются региональные проекты. С 2020 года наш район активно включается в реализацию ряда таких проектов: "Современная школа", "Успех каждого ребёнка", "Учитель будущего", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда". Так, в рамках регионального проекта "Современная школа" нацпроекта "Образование", начиная с 2020 года, у нас будет создано три структурных подразделения "Точки роста": в 2020 году на базе МБОУ "Камышенская СОШ", в 2021-м – на базе МБОУ "Зеленодольская СОШ" и в 2022-м – на базе МБОУ "Петропавловская СОШ имени Героя Советского Союза Жукова Д.А.". 1 сентября 2020 года в Камышенской средней школе, как и во всех сёлах и малых городах нашей страны, вошедших в данный проект, состоится торжественное открытие центра "Точки роста". Работа центра будет направлена на реализацию общеобразовательных программ, дистанционное обучение, дополнительное образование, сетевое взаимодействие с образовательными организациями района, шахматное образование, проектную деятельность, внеурочную деятельность. Для каждого такого центра необходимы два кабинета, в которых организуются функциональные зоны: для формирования цифровых и гуманитарных компетенций, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", и для проектной деятельности. При этом фирменный стиль "Точки роста" един для всех общеобразовательных организаций страны.
- В последнее время часто звучит вопрос о дефиците кадров в медучреждениях. А как обстоят с этим дела в системе образования? В наших школах много вакансий?
- На сегодняшний день острого дефицита кадров нет, с 1 сентября 2020 года нам будут нужны два учителя физики, один математик, учитель русского языка и литературы. В сравнении с другими районами это очень мало, ситуация, можно сказать, стабильная, но она может резко измениться через пару лет. У нас есть ребята, шесть человек, которые обучаются по целевому направлению в педагогических вузах, надеемся, что все они вернуться в родной район и будут работать в наших школах.
- Отходя от темы исключительно школьной, затрону актуальный для многих вопрос нехватки мест в детских садах. Есть ли в нашем районе очередь в детские дошкольные учреждения? Какой размер родительской платы сегодня?
- На сегодняшний день в электронной очереди зарегистрировано 88 детей до 7 лет, но большая их часть пока не подходит по возрасту для посещения детсада, у кого-то желаемая дата зачисления летом. Очередь, как таковая, в этом году появилась в Зеленодольский детский сад "Берёзка", но в июне при комплектовании групп все будут зачислены. За присмотр и уход в детских садах родители платят 1500 рублей в месяц; пока повышать оплату не планируем, хотя необходимость в этом есть, но не всем родителям под силу большая сумма.
- Некоторое время назад достаточно часто в школе райцентра поднимался вопрос о качестве питания. Сейчас, насколько знаю, ситуация стабилизировалась. Вы брали этот вопрос на личный контроль, если я не ошибаюсь...
- Вопрос организации питания на постоянном контроле не только у меня, но и у главы района, которого интересует не только качество приготовленных блюд, их стоимость, но и даже то какую посуду при этом используют, достаточно ли эстетичную. При необходимости заменить её руководители учреждений заказывают средства и им незамедлительно их выделяют из бюджета района.
Вкусно или нет кормят в школах и детских садах, вопрос риторический, поскольку понятие "вкусно" у всех разное. В учреждениях образования запрещено использовать майонез, усилители вкуса и т.п. Но, тем не менее, повара стараются приготовить как можно вкуснее. Хотя иногда возникают жалобы, родители, дети звонят или пишут мне в социальных сетях, месседжерах, благо сейчас есть такая возможность, которая существенно ускоряет реагирование. Присылают фото и видеоматериалы, и приходится подключаться лично к рассмотрению проблемы, как правило, решается она довольно быстро. Поэтому, пользуясь случаем, напоминаю, что по любому вопросу, проблеме мне можно позвонить на рабочий телефон 22-4-46, либо написать в социальных сетях ("Одноклассники", ВКонтакте, Фейсбук, Инстаграмм).