О жилищно-коммунальном хозяйстве можно говорить много и долго. Тема неисчерпаема и скрывает в себе сотни различных проблем. Чтобы всё работало как часики, чтобы не случалось коммунальных катастроф, собственники обязаны содержать в порядке своё имущество.
Сельская администрация и ресурсоснабжающие организации, к примеру, должны следить за принадлежащими им коммунальными сетями (котельными и теплотрассами, водонапорными башнями и водопроводом, септиками и канализационными трубами) - вовремя их ремонтировать и менять на новые. Владельцы же жилых помещений в многоквартирных домах отвечают за коммуникации, размещенные внутри дома – как на общей территории, так и внутри жилищ.
Для управления внутридомовым хозяйством жители Ивановки заключают договора с управляющими (обслуживающими) компаниями. С руководителем одной из них – ООО "Амуртрейд" - Александром Костиным мы и поговорим сегодня.
- Функции "Управляющей компании" и "Обслуживающей организации" раньше сильно отличались - объяснил он. – В перечень обязанностей управляйки входило техобслуживание, ведение счёта дома и самое проблемное, вызывающее много нареканий - заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями: газовиками, водоснабжением, электросетями, отоплением. Мы изначально с этим не связывались, поэтому жители тех домов Ивановки (и других сёл), которые мы обслуживали, платили и платят за тепло, свет, газ напрямую поставщикам. У обслуживающей же организации круг задач поуже - "латание дыр" в доме. То есть мелкий ремонт труб, кровли и прочего. Также чистят от снега и листьев тротуары, вкручивают лампочки в подъездах, убирают места общего пользования и придомовые территории... Исключительно хозяйственная деятельность. Так вот "Амуртрейд" занимается как управлением (в домах по Пионерской 6 и Заречной 3а, Кирова 67), так и чисто обслуживанием.
- Вы имеете приличную территорию для деятельности – в райцентре немало многоквартирных домов. А как у вас обстоят дела с кадрами? Достаточно ли квалифицированных сотрудников?
- Проблема с кадрами есть. Со специалистами очень тяжело, очень!... Особо востребованы сварщики, сантехники, электрики. У меня раньше было больше работников в штате, и сварщик работал, и слесарь. А сейчас один человек выполняет по две-три функции. Хотя текучка небольшая, основной костяк работает с самого начала. Сантехники по десять лет в компании, проверенные люди, да и водители тоже. Есть в организации дворники, уборщики. Вместе с бухгалтерией и диспетчером нас 12 человек. Работы много – и бумажной, и бухгалтерской отчётности, и текущего планового ремонта. Много заявок по канализации (засоры), по отоплению (не работают стояки).
- А что касается нормативной базы - насколько эффективно существующее законодательство?
- Государство постепенно наводит порядок в системе ЖКХ, в том числе в законах. К примеру, по новому законодательству если не выставлен счёт до 10 числа следующего месяца, то собственник жилого помещения может не оплачивать оказанные технические (и даже коммунальные) услуги. Или вот сейчас ввели программу ГИС ЖКХ, где в интернете на специальном сайте можно забивать все данные, показания всех счётчиков. С одной стороны - для пользователей удобно, с другой стороны – получилась большая нагрузка на нашего кассира… Конечно, есть "пробелы" в нормативной базе.
- Что касается денег, которые платит население. Среди сельчан можно услышать разговоры, что ежемесячную плату за содержание и ремонт жители того или иного дома вносят регулярно, а ремонт крыши, подъезда, двора или устройство детской площадки не видят. Сейчас актуальным станет вопрос с расчисткой дворов от снега. Поэтому задаются вопросом: "Где наши деньги?" Вопрос обоснованный?
- Понятно, что мы должны выполнять минимальный перечень работ, который законодательно утвержден. В качестве управляющей компании по закону мы обязаны раз в год на общем собрании жильцов отчитываться перед собственниками о проделанной работе и составлять план на следующий период. Как обслуживающая компания – этого делать не обязаны, но всегда готовы предоставить отчёт заинтересованным лицам. Что же касается вопроса: "Куда уходят наши деньги?". Да сплошь и рядом задают такой вопрос! Но у нас всё прозрачно – работаем индивидуально с каждым домом! У жителей МКД есть возможность внести в договор дополнительные пункты по ремонту, к примеру. Это нужно заранее обсудить между собой. В одном доме решают, что им надо привести в порядок подъезд, а в другом считают, что этого не нужно, достаточно технического обслуживания. Поэтому в первом случае будут платить больше, чем во втором, но конкретно за то, чего захотели сами. А недовольные жильцы всегда были, есть и будут! Но тут нужно внимательней читать договор, и не требовать выполнения тех пунктов, которые туда попросту не внесены…
- Каких "сюрпризов" стоит ждать в ближайшем будущем. Грядет ли повышение тарифов?
- По закону, тарифы можно пересматривать раз в год, не чаще. И у нас с началом нового года в платёжках появится новая цифра. А насчёт других сюрпризов... Если честно сказать – всё трещит по швам! Многие проблемные участки мы вместе с сельской администрацией массово привели в порядок ещё в прошлом году – перекопали, заменили трубы, всё сделали. В этом году, увы… К примеру, септик по улице Рабочей, обслуживающий три дома, повредился – обвалилась его верхняя часть и образовалась дырка! Рядом – контейнеры с мусором, волейбольная площадка, да и вообще недалеко детский сад. Не дай бог, кто-то упадёт… Напоминаю, что септики в селе принадлежат сельсовету, мы их только обслуживаем. Обращался письменно к главе, но пока - без ответа.
А вообще в 2017 году у нас сократился фронт работ по району. Понимаете, тех денег, которые мы собираем с жителей МКД села за техническое обслуживание, не хватает даже на зарплату сотрудников. Нужны дополнительные источники доходов – откачка септиков, например, вывоз мусора, ремонт. Нужен больший объём. Только тогда у нас будут средства на развитие, закупку нового оборудования, техники, на увеличение штата специалистов – то есть устойчивое положение и перспективы. Поэтому и коллектив, и я надеемся, что Новый год принесёт перемены к лучшему!