В связи с наличием ряда вопросов, возникающих у органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области в отношении сроков приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области разъясняет следующее.
Частью 9 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Таким образом, в течение 6 месяцев с даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления необходимо:
1. Разработать проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав, порядок учета предложений по проекту указанного правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении;
2. Опубликовать (обнародовать) проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии, с одновременным опубликованием (обнародованием) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении (часть 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ);
3. Провести публичные слушания в соответствии со статьей 28 Федерального закона №131-ФЗ;
4. Принять представительным органом муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;
5. В течение 15 дней со дня принятия муниципального правового акта направить его на государственную регистрацию в Управление для принятия решения о государственной регистрации в тридцатидневный срок в случае его соответствия федеральным законам, законам субъекта;
6. Зарегистрированный муниципальный правовой акт опубликовать (обнародовать) и в течение 10 дней со дня официального опубликования муниципального правового акта направить сведения об этом в Управление (статья 5 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований").
Только после официального опубликования (обнародования) зарегистрированного муниципального правового акта о внесении изменений в устав, он считается приведенным в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.
Обращаем внимание, что с момента вступления в силу Федерального закона от 08.12.2020 №411-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с 07.06.2021), муниципальным образованиям представлена возможность направления в территориальные органы Минюста России на государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы в электронном виде. Данное нововведение существенно упрощает процесс государственной регистрации, а также сокращает финансовые затраты муниципального образования на почтовые и транспортные расходы. При этом также сохраняется возможность предоставления документов на государственную регистрацию на бумажном носителе.
В целях обеспечения доступности электронного взаимодействия с регистрирующим органом при государственной регистрации уставов муниципальных образований, направление устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в Управление на сегодняшний день возможно посредством официальной электронной почты муниципального образования.
Дополнительные разъяснения по порядку и форматам представления документов для государственной регистрации, в том числе в электронном виде, а также образцы соответствующих документов размещены на сайте Управления (https://to28.minjust.gov.ru) в разделе "Деятельность", подразделе "Уставы муниципальных образований".