Наверное, каждый из нас сможет припомнить, с каким трудом заставлял себя вставать ранним утром в школьные годы? Особенно когда наступали долгожданные летние каникулы!... и тут как раз начиналась пора отработки...
Только спустя годы, когда уже наши дети с тяпками в руках идут на свои пришкольные участки, мы начинаем понимать - сколько же пользы принесла нам та летняя практика.
О том, какой опыт приобретают школьники, проходя производственную практику, нам рассказала Светлана Григорьевна Никулина, которая уже шестой год заведует учебно-опытным участком ивановской школы.
- Какие классы проходят учебно-производственную практику?
- К пятой трудовой четверти у нас привлечены учащиеся с 3 по 10 классы (за исключением 9 и 11 классов, которые сдают экзамены). Составлен план отработки детей, утвержден график. Каждый ученик трудится определённое время. Например, третьи классы ходят три дня, отрабатывая по часу в день. Восьмые классы работают 10 дней по два с половиной часа. Десятиклассники трудятся в производственных бригадах на трёх огородах. Иногда на прополку привлекают и восьмые классы.
- В чём заключается их отработка?
- В ходе учебно-производственной практики мы приобщаем школьников к труду. Понаблюдайте за третьим классом - их учат держать тяпку, и вообще, показывают, как работать с инвентарем. Вчера они окучивали картофель, позавчера они его пололи. В четвёртых классах уже начинается исследовательская работа на грядке со свеклой. Ребята сами её сеяли, сами будут и полоть. Шестиклассники работают в овощном отделе: изучают влияние прищипка или пасынкования на урожайность помидоров и огурцов. Седьмые классы отрабатывают в плодопитомнике: учатся выращивать из черенка смородину, из семян - вишню и пересаживать её в сад. Старшеклассники трудятся в саду - эта работа более сложная. Учатся окультуривать малину, смородину, клубнику.
- Какая ещёе исследовательская работа ведётся на участке?
- Мы с ребятами второй год подряд выращиваем картофель под соломой. В настоящее время также проводим опыты с амарантами, ведём исследовательскую работу по сортоизучению моркови и свеклы.
Ну и, если проходить по всему участку, вы можете увидеть цветочно-декоративный отдел, отдел многолетних растений – здесь в сентябре со своими учениками будут работать учителя биологии, показывая виды стеблей, листьев, корней, соцветий. Дальше у нас посажены сложноцветные растения и растения, занесённые в Красную книгу. Есть отдел и лекарственных растений, бобовых, пасленовых...
- Для чего ведётся вся эта работа?
- Основная цель – это, конечно же, приучить детей к труду. Сначала мы всё окультуриваем, следим за исследовательской работой, а потом в августе получаем её результат. Эти наблюдения позволяют нам успешно принимать участие в научно-исследовательских конференциях.
Благодаря тепличному урожаю мы пополняем счёт школы - продаем рассаду, зелень. Эти деньги потом идут на организацию различных школьных мероприятий. Кроме того, всё, что мы выращиваем, отправляется в нашу школьную столовую.
- Чему учит ребят учебно-производственная практика?
- На мой взгляд, вся деятельность на участке прививает необходимые навыки детям, которые проживают в сельской местности. Уже работая с десятым классом, приятно смотреть на ребят, которые действительно уже владеют приёмами сельскохозяйственного труда.
Помимо полевой работы, мы ещё декорируем наш пришкольный участок, занимаемся его дизайном.
- Ивановский пришкольный участок уже неоднократно становился лучшим во всей области – в чём секрет успеха?
- Действительно, мы уже пятый год занимаем первое место в области среди участков сельских школ. А это показатель того, что все отделы соответствуют требованиям, исследовательская работа ведётся, посещаемость высокая. Кроме того, у нас создан дендрарий - декоративный отдел. Здесь и “чудовища” из корней тополя, и домик Бабы Яги, грибы, паутины, колодец, лавочки. Ребятам есть где отдыхать в жаркую погоду.
Ещё мы можем похвастаться большим садом, где выращиваются клубника, малина, смородина, вишня, слива, груша. В течение всего летнего периода и осенью ребята могут всё это кушать.
Конечно, мы гордимся своим пришкольным участком! Гордимся тем, что ребята с удовольствием идут сюда работать, и, надеемся, что эти навыки обязательно пригодятся им в дальнейшей жизни.