У ивановской школы есть много поводов для гордости: и достижения учеников, и успехи выпускников и, конечно же, опыт педагогов. В текущем году на всероссийском уровне высоко была оценена работа сразу двух учителей нашего района, они стали победителями национального проекта "Образование"-2016. О принципах своей педагогической деятельности нам рассказал один из победителей - учитель информатики и ИКТ Александр Львович Хрусталев.
- С чего началась Ваша карьера?
- Со школьной скамьи у меня было две мечты: стать либо военным, либо - учителем! Офицером хотел быть больше... Учёба давалась легко, со спортом тоже был дружен. Занимался футболом, волейболом, лёгкой атлетикой, спортивным ориентированием. После окончания школы поступал в военное училище, но, к сожалению, не прошёл медкомиссию.
Осталось второе моё желание – стать учителем. Поэтому после армии поступил в иркутский пединститут на физический факультет. Во время учёбы познакомился со своей будущей женой, собирающейся стать учителем русского языка и литературы – Анной Дмитриевной. После окончания института в 1990 году вместе начали работать в школе №39 города Иркутска. А через год решили переехать в Ивановку и вот уже 25 лет как мы с женой работаем в средней школе райцентра.
- Что запомнились эти годы работы?
- За это время случалось разное, были удачи и неудачи... Из положительных моментов - в 1994 победил в районном конкурсе "Учитель года", а потом стал лауреатом областного конкурса. В 2012 году моё имя занесли в Почетную книгу учителей Ивановского района, на следующий год был награждён Грамотой министерства образования и стал ветераном труда. В 2015 году мне предложили стать председателем комиссии по проверке ЕГЭ по информатике в Амурской области. И вот теперь я вошёл в список победителей Всероссийского конкурса ПНПО 2016 "Лучшие учителя России"...
- В чём залог такого успеха?
- Принять участие в конкурсе я решил ещё в 2010 году, но всё время считал, что есть учителя в Амурской области достойнее меня. Поэтому папку собирал давно, но осмелился принять участие только в 2015-ом, и вошёл в двадцатку лучших учителей Амурской области. А в этом году учёл уже замечания, сделанные членами жюри по моему портфолио, доработал его.
Благодарен коллегам, администрации школы и своей супруге Анне Дмитриевне, которые меня поддерживали, настраивали. Благодарен своим ученикам, ведь они являются отражением работы учителя.
- Какими принципами Вы руководствуетесь в своей деятельности?
- Стараюсь всегда относиться к работе добросовестно. Поначалу мне было тяжело, потому что специализировался по физике, а в Ивановской школе основной урок, который я стал вести – информатика. Это предмет, который активно и бурно развивается, поэтому приходится постоянно самообразовываться. Поэтому живу по принципу "уча других, учись сам!".
И даже у молодого учителя, который только начинает работать в школе, можно чему-то научиться. Не один раз мне приходилось обращаться за помощью к своим ученикам, порой наш совместный мозговой штурм приводил к положительному результату в решении сложных задач. Я постоянно подчёркиваю, что успех ученика, особенно на олимпиадах, это несомненно симбиоз "ученик-учитель". Какой бы одарённый ребёнок не был, всё равно нужен учитель, который эту одарённость заметит, вовремя заинтересует и направит.
- Что вызывает особую гордость?
- Горжусь, что работал с ребятами, которые прославили нашу школу. Можно перечислять многих наших талантливых или очень способных детей, но хочу выделить тех, кто побеждал в школьных, районных и областных олимпиадах по информатике. Например, Дмитрий Щербань (выпускник 2004 года), Алексей Першин (1996 год), Максим Ресненко (2001 год), ну и, конечно, Саша Баранов (2013 год), который сейчас обучается в Санкт-Петербурге. К слову, Александр набрал 97 баллов на ЕГЭ по информатике и этот рекорд ни в школе, ни в районе пока не побит! А в прошлом году увидела свет наша с ним совместная работа - электронный учебник по языку программирования "Паскаль".
С такими одаренными, талантливыми учениками работать сложно, но интересно. Для них приходится подбирать самые сложные задачи, а это и для меня большая подготовка. Стимул искать что-то новое, заниматься самообразованием, и дальше совершенствоваться.