Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты "Ангарская правда". Главный редактор В.П.Метляева

.
телефон: телефон редакции: +7 (39162) 21-6-95
e-mail: e-mail редакции angarka2008@yandex.ru

Территория детства

До семи лет мало кто четко и последовательно может восстановить все события, с ним происходящие. Чаще всего – отдельные картинки, наиболее ярко отразившиеся в памяти. К этому возрастному периоду как раз относится посещение ребенком детского сада

До семи лет мало кто четко и последовательно может восстановить все события, с ним происходящие. Чаще всего – отдельные картинки, наиболее ярко отразившиеся в памяти. К этому возрастному периоду как раз относится посещение ребенком детского сада, и что запомнится малышу – зависит, в первую очередь, от тех, кто там трудится. Больше 30 лет работники Октябрьского детского сада "Белочка" создают микромир, в котором не одно поколение их воспитанников чувствует себя комфортно и безопасно, а значит, хранит о дошкольных годах радостные и беззаботные воспоминания.

История

Открытие подведомственного Красноярской железной дороге детского сада в поселке Октябрьский состоялось в 1987 году. Первый, "Солнышко", построенный для детей работников системы исправительных учреждений, к тому времени уже функционировал девять лет. Современное здание не шло ни в какое сравнение с тем, барачного типа, которое на скорую руку было возведено в 60-е годы строителями железнодорожной ветки Решоты-Карабула, поэтому радость молодых родителей вполне была понятна.

Возглавить дошкольное учреждение предложили Татьяне Прокопьевне Штабной, воспитателю детсада "Солнышко", которой тогда едва исполнилось 29 лет.

– Я в институте училась, работала, и вдруг такое предложение. Растерялась, конечно, но меня убедили, что все получится. Обошлось не без нервов. Принять-то сад приняли, а кладовые в подвалах не доделаны. "Доделывайте! – сказали вышестоящие. – Теперь вся ответственность на вас". И уехали. Спасибо мужу, который, видя мое отчаянное состояние, подключил знакомых, нашел материал, строителей… В общем, детский сад достроили, начали работать, – вспоминает Татьяна Прокопьевна старт своей трудовой деятельности в качестве руководителя. Теперь у нее, все так же стоящей у руля "Белочки" – в этом большой опыт. Но не окончательный, как она говорит, потому что прогресс не стоит на месте, в том числе в образовании, и учиться приходится многому.

Демография

Вплоть до 90-х оба дошколь-ных учреждения поселка не знали недостатка в детях, работали с полной нагрузкой. Но затем сложная ситуация в стране докатилась и до них. В "Солнышке" все группы поместились в одном здании, другое стало пустовать, а в "Белочке" первый этаж железная дорога забрала под служебные квартиры, оставив детсаду второй. Демографический рост случился в 2000-х. Нехватка мест для детей в дошкольном учреждении стала чувствоваться очень остро. Сначала вернули первый этаж, где открыли к трем еще две группы, а в 2010 году по краевой программе расширения сети дошкольных учреждений и открытия новых групп появилась шестая. На следующий год соседям вернули здание, где они также по программе открыли две ясельные группы.

– Проработали мы так года четыре… А потом снова аукнулись 90-е. Немногочисленные дети, тогда рожденные, подросли, пришло их время становиться родителями. И что? Их мало, так они еще и не торопятся обзаводиться потомством, – резюмирует Татьяна Прокопьевна. – Вот уже третий год шестая группа у нас пустует, не можем набрать детей. И пока эта демографическая яма не исчерпается, их не будет. Но мы группу, конечно, поддерживаем и используем: то класс учебный делали, то оранжерею с природными уголками, то музыкальный зал со спортивным… Такие тематические помещения нужны в детском саду, поэтому используем свои площади максимально.

На сегодня в "Белочке" 90 воспитанников при наполняемости 110.

Кадры

Вместе с заведующей в от-крывшийся детский сад пришли и другие работники, в том числе воспитатели Елена Васильевна Шиняева, Татьяна Васильевна Павлова... Молодые, энергичные, они с азартом благоустраивали для себя и детей новый дом, осваивали учебные программы. Не одно поколение жителей поселка получило дошкольное образование в "Белочке".

С тех пор прошло 30 лет. И теперь в коллективе пенсионеров уже больше, чем молодых, средний возраст педагогов – за 40.

– Зато специалисты отменные, и я ими очень дорожу, – признается в любви к коллегам Татьяна Прокопьевна. – Нет-нет, да и слышу: "Все, ухожу на пенсию!". Девочки, говорю, только не это, давайте еще поработаем! Кадров-то не хватает. У нас год пустовала ставка воспитателя. А по новому закону я могу взять человека только с профильным образованием. Буквально до сентября 2017 года еще можно было с любым высшим, только обязательную годичную переподготовку по дошкольному направлению пройти. Именно так у нас появилась воспитатель Людмила Сергеевна Николаева. Творческая, все схватывает на лету, и подсказывать не надо, сама с детьми все организует, инновации внедряет. Побольше бы таких молодых специалистов. А у нас их нет. Молодежь вся рвется куда-то в юристы, экономисты, менеджеры, уезжают из поселка. В воспитатели никто не хочет. Хотя сейчас зарплаты прекрасные, хорошие условия – можно трудиться.

Взрослые и дети

Обучение в дошкольном учреждении – непрерывный процесс и касается всех сфер деятельности. Каждый ребенок уже с порога включается в него, сам об этом не подозревая. Вот он поздоровался, вот помог товарищу снять обувь, вот взял с полки машинку и играет ею, представляя себя водителем… Вежливость, взаимовыручка, профориентация – наверное, так было записано в плане занятия воспитателя, когда она объясняла малышу эти вроде бы элементарные, но очень важные для любого человека вещи.

Интересно, а названия групп в детском саду как появляются? И как часто меняются?

– Когда я пришла работать в детсад, мне сказали: назовите свою группу. Подумала – и придумала: раз меня зовут Светлана, пусть мои детки будут "светлячками", – вспоминает воспитатель Светлана Геннадьевна Килейникова. – С тех пор прошло 22 года, а в "Светлячки" все так же приходят детки, растут, развиваются и вылетают в другой мир, школьный.

"Колокольчики", "Бусинки", "Смешарики"… Если раньше названия групп были написаны на табличках вручную, теперь все по-современному, фабричного производства. Стенды в раздевалке, да и оформление других помещений каждой группы отражает ее название. И ребятишки четко знают, кто они. Вот выкатываются такие милые "бусинки" лет трех тебе навстречу, и ты понимаешь – иначе их и не назовешь. А каждый такой "колокольчик" – бесценный цветок для родителей, и они очень переживают, в какие руки он попадет. "Взрослые ей доверяют, дети боготворят". Это было сказано о воспитателе Ирине Сергеевне Смольниковой, которая вот уже 30 лет не просто наставник для воспитанников, а, действительно, вторая мама, и добрый друг их родителям.

Образование

– Приоритетного направления образовательной программы у нас нет, идем по общеразвивающей, – поясняет Татьяна Прокопьевна. – Но каждый год, проанализировав, что у нас западает, мы для себя определяем учебное направление. Так, третий год уже работаем над темой "Развитие речи детей во всех видах деятельности". Работаю в дошкольном образовании 30 лет и понимаю, что дети хуже стали говорить, излагать свои мысли. Причины разные, но не в этом суть. Есть проблема, которую в рамках своих сил решаем. Огромная, конечно, потребность в логопеде, но на селе таких узких специалистов трудно найти. А ведь по новой программе ФГОС во всех видах деятельности детей должны сопровождать и логопед, и психолог. Как справляемся? Так у нас же воспитатели-стажисты с богатым опытом! А речь ребятишек можно развивать на любых занятиях, в том числе музыкальных и спортивных. Педагоги берут программы из Интернета, выбирают упражнения по развитию речи, которые затем используют в работе. Кстати, Наталья Михайловна Петрова серьезно ведет эту тему, по инновационной методике, и уже не раз своим опытом делилась на семинарах, сетевых методических объединениях.

За счет краевого финансирования детский сад обеспечивается необходимой для образовательного процесса оргтехникой, учебно-наглядными пособиями, художественной литературой… Все это в опытных руках педагогов эффективно работает на обучение и воспитание маленьких жителей Октябрьского.

– На мебель также средства выделяют. Последние три года меняем ту, которая была в 1987 году, когда только открылись, кабинки вот еще как раритет остались. Все яркое, красивое, за детей нынешних не нарадуемся.

– Не знаю, как мои подготовишки привыкнут к группе, где теперь стоят парты, а не их любимый автобус, на котором они три года "путешествовали", очередь устанавливали, кто следующий "поедет", – волнуется воспитатель Наталья Михайловна Петрова. – Тяжко будет. Но они уже гордятся тем, что самые старшие в детском саду, почти школьники, так что, думаю, эти чувства помогут им правильно настроиться на произошедшие изменения.

Безопасность

Вопросы безопасного пребывания детей и взрослых в дошкольном учреждении, а также за его пределами – на особом контроле.

Красочно и информативно оформлены стенды по правилам пожарной безопасности и поведения на дороге. А на сайте "Белочки" – отчет о проведенных мероприятиях, например, "Спортивное занятие по ПДД" и "Изучаем правила пожарной безопасности". Перед зданием детского сада – дорожные знаки о запрете проезда тяжелого транспорта и ограничении скорости.

– Работа в этом направлении ведется регулярная. По правилам дорожного движения Елена Васильевна Шиняева ведет углубленное обучение не только детей, но и их родителей, и нас. За прошедший учебный год она столько мероприятий провела! По пожарной безопасности Елена Игоревна Иванова работает. Ходят с воспитанниками на экскурсии в пожарную часть, на железную дорогу – там пожарный поезд стоит.

Коммунальные системы дошкольного учреждения, бесперебойность которых также важна для обеспечения безопасности и комфорта детско-взрослого коллектива, находятся в ведомстве РЖД. И они ответственно подходят к данным обязательствам. Поэтому в отопительный сезон детский сад входит по графику.

И печали, и радости

Чтобы работать с малышами, нужно призвание. Нет, правда. Только тот, у кого оно есть, может стать хорошим педагогом, или помощником воспитателя, или руководителем такого сложного механизма, как дошкольное учреждение.

– Я очень люблю свою работу, – признается Татьяна Прокопьевна. – Мне приносит удовлетворение все. Например, как администратора, то, что отремонтировали какую-нибудь часть здания, купили красивую мебель в игровые… Как воспитателя – общение с детьми, участие в занятиях с ними. Конечно, на это остается все меньше времени, тем ценнее. И вот идет день за днем, и мы идем – от группы к группе, от выпуска к выпуску. Учим детей, они учат нас. Что-то не получается. Но всегда есть уверенность – вместе мы сможем.

Светлана КУЧИНА.

Фото автора.

п. Октябрьский

(АП)

Автор: Светлана Кучина

По этой теме: Октябрьский

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1651

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика