День сменяется другим днем, события идут за событиями – время бежит так стремительно, что ты только с удивлением отмечаешь: кажется, это было совсем недавно, и эмоции еще ярки, ан нет – уже как месяц скрылось за повтором жизни. О чем я? Если в общем, то о свойствах нашей памяти, дающей возможность возвращаться в минувшее, а в частности – о фестивале национальных культур "Праздник пирога", прошедшем в Чунояре еще в августе, но до сих пор не отпускающем удивительными впечатлениями.
Площадь возле сельского Дома культуры в тот день пестрела разнонародным колоритом и звенела разноязычьем. Русские, чуваши, казахи, белорусы, узбеки, таджики, киргизы… Это только те, кто официально представил свои подворья или национальное творчество. Точно знаю, среди собравшихся были с украинскими, башкирскими и удмуртскими корнями, не сомневаюсь, что и с другими участвовали в празднике, главная цель которого – показать общность народов, живущих на одной территории.
– Тетя Рая, – по-простому представилась Раиса Антоновна Ешмейкина, когда спросила ее имя. – Мы – татарские чуваши. Родители приехали в Абанский район из Татарстана в 1937 году. Когда началась война, отец ушел на фронт, а в 1942-м я родилась. Мама рассказывала: чудом удалось сделать фотографию, где она держит меня, грудную, на руках, чтобы отправить мужу. В письме она написала, что родила девочку и назвала ее Рая. Он успел ответить: "…фотокарточку получил, спасибо за дочь". А следом похоронка – погиб.
Помолчав, вспоминая ушедших родителей, Раиса Антоновна с улыбкой, хоть и грустной, так как мужа тоже три года назад похоронила, рассказывает, как встретила своего любимого чуваша:
– В Канске это было. Подруга встречалась с парнем, который однажды пришел в гости с товарищем. Познакомились. Говорил, что я ему сразу понравилась. В итоге увез меня в Тасеево, где жил и работал. О том, какой он национальности, даже не думала. Просто счастливо совпало. Разговаривали с ним больше по-чувашски, а вот дочери (две у нас) уже не знают языка, так, отдельные слова и фразы. Но о национальных традициях с интересом и у меня спрашивают, и сами в Интернете читают. Когда к празднику готовились, костюмы шили с чувашскими мотивами, орнаментом. У меня с ними и скатерть есть, и покрывало, и занавески – сама когда-то вышивала, теперь подворье ими оформили. На фестиваль я испекла традиционный чувашский хуплу – закрытый пирог с мясом и картошкой.
"Чаваш ен керсе тух" – написано на подворье чувашей, что буквально означает "Заходите к чувашам". Чуноярские и осиновомысские чуваши составили самое многочисленное подворье праздника.
– Когда готовились, стали искать сородичей, – делится Вера Ишмуратова. – И как удивлялись: оказывалось, что сосед через дорогу – наш, и еще одна знакомая – тоже. А так и не знали, сколько чувашей живет в двух поселках. Кстати, глава Чунояра Сергей Петрович (Копылов – С.К.) – тоже нашей национальности, он нам для оформления подворья старинное радио дал. Национальные костюмы специально для праздника шили. Смотрели в Интернете, как они выглядят, элементы, узоры. Вот Катя Будкова, например, у нас в наряде невесты.
На узбекско-таджикском под-
ворье в центре, конечно же, расположили огромный казан. Возле него несколько часов колдовал Халим Икрамович Малаев. На вопрос, какой он национальности, воскликнул:
– Так таджик! По тюбетейке разве не видно?
Когда сказала, что "у меня есть друг-узбек Нарбай, и его тюбетейка, по-моему, ничем не отличается о той, что на вас", согласился:
– Это да. Менталитет у нас один, языки только разные. А вообще я уже давно сибиряк, 20 лет в Сибири. Свои народные традиции сохранил и уважаю традиции русского народа, тех людей, где живу. Здесь семья, друзья. Вот друг из Красноярска приехал. Как зовут? А попробуйте повторить, – засмеялся Халим.
И когда я с третьего раза без запинки правильно назвала Салахеддина Бахридиновича Мунаварова, а затем и Самеджана Мамадалиева, таджики и узбеки искренне за это похвалили.
– Снабжаем односельчан самыми свежими овощами, фруктами, мясом, другими продуктами, – рассказывает Халим Икрамович о своей жизни в Чунояре. – Вроде все получается, и все довольны. От администрации благодарили. Хорошо, что организовали такой праздник, где можно показать национальную культуру. Это приятно, когда там, где основная масса населения – русские, не забывают о том, что рядом живут узбеки, таджики, киргизы… Что у них есть свой язык, свои песни. У меня сын учился в русской школе, и он с большим удовольствием русские песни поет. А наши интересны его друзьям. В Дне села мы участвуем уже несколько лет и на этом празднике тоже с удовольствием готовим плов и угощаем.
А Самеджан вышел в этот день на сцену, чтобы на узбекском спеть про маму – так он передавал привет своей маме Азаде. Голос звучал просто завораживающе!
Послушать жену и маму Назиру Ташматову пришла ее большая семья – муж Алтын, три доченьки и двое племянников. Она пела на своем родном киргизском о папе. В Чунояре живут давно, девочки родились уже здесь, ходят в детский сад и свободно говорят на двух языках.
– Наше подворье мы назвали народным, потому что собрали всего понемногу от разных национальностей, – делится заведующая Такучетским Домом культуры Анастасия Цветкова. – Например, я и наш методист Лариса Викторовна родом из Казахстана, и мы, конечно же, приготовили казахские баурсаки. А Елена Пузикова – белорусский пирог. Тамара Анатольевна Лаптева испекла пирог с лесными ягодами и назвала "Чунский". И так как живем в Такучете много лет, то не обошли стороной и нашего традиционного хариуса. Привезли соленого, копченого, сушеного, свежего...
Русские были представлены
двумя подворьями: "Сибирячкой" от осиновцев и "Раздольем" от чуноярцев. Вот уж действительно, сибирское раздолье во всей красе!
– Прялка, балалайка, ложки деревянные, тульский самовар начала XX века, лапти, туески, люлька из ивовой лозы… Вот видите полотенце с узорами – это еще от бабушки, Степаниды Васильевны Рукосуевой, сохранилось, со времен революции, – проводит экскурсию учитель Чуноярской школы Светлана Николаевна Полонянкина. – Есть и современные вышивки – традиции продолжаются. Чем угощаем? Русскими калачами, пирогами, шаньгами, сахарными "петушками"… И рыбой жареной – как без нее!
Подворье "Сибирячка" в основном представили участники клуба пожилых людей "Возрождение". Здесь и то, что досталось от дедов и родителей, а также уже творчество собственноручное.
– Дома не сидим, хоть и пенсионеры, – Екатерина Федоровна Приймак взяла слово от имени подруг. – Поделки разные делаем, поем, на рыбалку бегаем, зимой скандинавской ходьбой занимаемся… Вот видите – организовали выставку своих работ. А там – вещи, доставшиеся еще от родителей: железные утюги, что на углях, сундук, коромысло… Все бережно сохраняем, чтобы детям и внукам передать. Конечно, есть молодежь, которым неинтересно это, а нашим – интересно. Потому что мы им показываем, как важно сохранять историю семьи, народные традиции. И вещи старинные не просто лежат, как в музее, а они у нас в обиходе – так совсем по-другому дети, внуки воспринимают то, как жили их предки. И праздники такие вот нужны – опять же для знания и интереса молодым, да и нам, чтоб не забывали.
При воспоминании о широте и многообразии фестиваля национальных культур до сих пор мурашки от переполняющих эмоций, так это было здорово! Спасибо организаторам и участникам, а также жителям Чунояра за неравнодушие, что пришли всем селом и поддержали и артистов, и тех, кто представил на их суд и жюри свое творчество и, конечно же, пироги.
Результаты:
Номинация
"Национальный колорит"
1 место – подворье "Русское раздолье", с. Чунояр
2 место – "Чувашское подворье", с. Чунояр
3 место – подворье "Сибирячка", п. Осиновый Мыс
Благодарственное письмо –
"Узбекское подворье", с. Чунояр;
"Народное подворье", п. Такучет
Номинация
"Национальный мотив"
1 место – Николай Ахмов, с. Чунояр
2 место – Геннадий Брюханов, с. Чунояр
3 место – Петр Яковлев, с. Чунояр
Номинация
"Национальная частушка"
1 место – ансамбль "Гармония", с. Чунояр
2 место – "Чувашский квартет", с. Чунояр
3 место – трио "Гармония", с. Карабула
Номинация
"Кукла в национальном костюме"
Гран-при – СДК п. Гремучий
1 место – Вера Ишмуратова, Елена Андреева, с. Чунояр
2 место – Екатерина Русскова, г. Красноярск
Оксана Клюкина, с. Чунояр
3 место – клуб пожилых людей "Возрождение",
п. Осиновый Мыс
Ольга Макарова, с. Чунояр
Номинация
"Национальный пирог"
1 место – Анна Великая, п. Манзя
2 место – Светлана Савченко, с. Чунояр
3 место – Татьяна Ким, с. Карабула
Р.S. Еще 24 августа мы написали о том, что состоялся фестиваль, проиллюстрировав это фотографией победителей в номинации "Национальный колорит" – чуноярского подворья "Русское раздолье". Но тогда снимок подписали "п. Октябрьский". Искренне просим извинить за ошибку. Чуноярцы, вы – лучшие!
Светлана КУЧИНА.
Фото автора.
с. Чунояр
(АП)