Четвертого января открылась ледовая переправа "Гремучий-Богучаны". Этого события всегда ждут с нетерпением жители правобережных поселков, чтобы с берега на берег Ангары добираться не по окружной дороге, сократив путь примерно на 60 километров. В этом сезоне ответственность за обустройство и обслуживание переправы взяло на себя ООО "Моткалей".
Как рассказал руководитель организации Павел Годовых, сразу после оформления соответствующих документов они приступили к возведению связующей берега дороги. – Как раз к началу работ установились сильные морозы, которые в нашем случае способствовали процессу. Мы делали промеры, устраняли торосы, следом наращивали лед... Также была проведена расчистка ледового покрытия и подъездных путей, установлены два дежурных поста на гремучинском и богучанском пирсах,– рассказывает Павел Павлович.– Дорога разделена светоотражателями на две полосы движения, установлены дорожные знаки и информационные щиты, напоминающие о правилах движения. Для пешеходов оборудована специально отведенная дорожка. Чтобы окупить затраченное и иметь средства на обслуживание дороги, организация установила плату за проезд. Для легковых автомобилей грузоподъемностью до полутора тонн – 100 рублей, от 1,5 до 2 тонн – 150 рублей, от двух до четырех – 200 рублей. Для всех категорий пенсионеров при предъявлении пенсионного удостоверения действует скидка 50%. Преимуществом на ледовой переправе пользуется автомобильный транспорт исполнительной власти, МЧС, МВД, скорой медицинской помощи, прокуратуры, следственного комитета, почтовой службы, а также транспорт, сопровождающий медицинского работника и больного – для всех перечисленных проезд бесплатный. До этого жители правобережья, чтобы сэкономить время на проезд до районного центра, не дожидаясь открытия официальной переправы, самостоятельно накатали для себя дорогу, и сообщение о том, что заработала платная, было встречено неоднозначно. У одной части населения оно вызвало настоящее возмущение. В первый же день после информации о том, что на постах появились шлагбаумы, где взимается плата, а въезд на стихийно накатанную дорогу, которая получила название "народной", засыпали снегом, самые активные пользователи мессенджеров и социальных сетей стали бурно обсуждать деятельность предпринимателя, обслуживающего переправу, и тариф, который установили на проезд. – Я за платную дорогу, но цены меня не устраивают! Брали бы по 50 рублей с автомобиля вместо 100-150. А они борзеют: затрат никаких, а деньги дерут! – пишет один житель Гремучего в мессенджере "Вайбер". – Пусть что хотят делают, но нашу дорогу не трогают, хотим ездить по бесплатной! – высказывается другой. В течение нескольких дней не утихали страсти: люди спорили, ругались, осуждали ООО и даже хотели спалить вагончики на постах... В шутку, конечно же! А потом организовали на берегу Ангары сход, куда пригласили предпринимателя. К общему знаменателю прийти не удалось, так как встреча прошла очень эмоционально и громко. Так и разошлись участники дискуссии по разным сторонам: жители – откапывать "народную" дорогу, работники организации – на свой пост. В этот же день руководитель "Моткалея" пошел на уступки – пересмотрел и понизил тарифы для отдельных категорий граждан. Так жители правого берега разделились на два лагеря: одни решили пользоваться "народной" дорогой, другие – официальной. Но далее ситуация, как снежный ком, стала набирать еще большие обороты. После очередной вести о том, что въезд на несанкционированную ледовую дорогу вновь засыпали, часть жителей решила отстоять ее. Они самостоятельно замерили толщину льда, составили обращение на имя и.о. Главы района В.Р. Саара и стали активно собирать подписи. В понедельник, 14 января, делегация со всеми бумагами отправилась в районную администрацию. В сложившейся ситуации хочется оглянуться в прошлую зиму, когда проезд по социально значимой для жителей правого берега ледовой переправе, обустроенной Геннадием Александровичем Иващенко, был бесплатным. Только и тогда эта дорога вызвала шквал обсуждений и осуждений, особенно когда в один "прекрасный день" ее перемело. – Ну что, ребятки, от дороги даже и направления не осталось! Вот нам и бесплатная дорога, как сыр в мышеловке, – жаловались в социальных сетях некоторые активисты. – Может еще табличку повесить "Дорога обслуживается населением"? Нынче была бы хорошая переправа, если бы не Геннадий Александрович со своей бесплатной никакой дорогой,– подхватывали другие. Прошел год. И некоторые жители быстро поменяли свою точку зрения, желая при бесплатной дороге платную, а сегодня, при платной – бесплатную. Где логика?
Марина ИВАНОВА.
Фото автора.
Комментарий:
Старший государственный инспектор Богучанского участка ГИМС МЧС России Мовлуд Раджаб Оглы Расулов:
– Ледовые переправы в зимний период, конечно, нужны жителям района, но они должны быть оборудованы в соответствии с действующими нормами по проектированию, строительству и эксплуатации.
В декабре 2018 – январе 2019 года мы провели шесть рейдов и патрулирований по техническому освидетельствованию официальных ледовых переправ и выявлению несанкционированных (стихийно созданных). На сегодняшний день в районе зарегистрирована одна ледовая переправа (321 км р. Ангара), не соответствующая законодательству и техническим требованиям.
14 января сотрудники Богучанского участка ГИМС отправились на так называемую "народную" переправу, чтобы выяснить обстановку. Уже с утра на переезде царило оживление: по льду в обоих направлениях двигались автомобили, шли вереницей люди, не обращая внимания на установленные на берегу предупреждающие аншлаги, тут же предлагали свои услуги "речные таксисты". Такую картину можно наблюдать практически ежедневно. А ведь движение по переправе, не отвечающей техническим требованиям, строго запрещено, так как состояние льда на ней не контролируется, меры безопасности не обеспечиваются. Поэтому сотрудники Богучанского участка ГИМС продолжат контроль за выполнением требований "Правил охраны жизни людей на водных объектах".