Наверняка никто не станет спорить с утверждением, что известная фраза актрисы Нонны Мордюковой из легендарного фильма "Бриллиантовая рука" о том, что: "Наши люди в булочную на такси не ездят" уже давно потеряла актуальность. Сегодня наши люди не только в булочную – куда угодно на такси ездят. Отсюда и высокая востребованность данной сферы услуг. А как было раньше? И как обстоит дело сейчас – успевает ли за спросом предложение? В общем, рассмотрим эту отрасль поближе.
Занятие извозом – одно из старейших в мире, со своей эволюцией и взрослением. В нашей стране с большими расстояниями оно было актуально во все времена. Представителей этого ремесла называли по-разному: кучер, ямщик, извозчик, шофер, шеф, "бомбила" и т.д. Пожалуй, ни одна профессия не имеет столько синонимов обозначения деятельности. Это говорит о том, что такси в широком понимании слова было везде и всегда.
В Богучанском районе эта сфера относительно молодая, но за свой короткий век смогла пройти все этапы развития – от перестроечных "бомбил" до современных интернет-сервисов.
В советское время как таковых таксистов на территории района не было. Причин никто не назовет, но, скорее всего, это связано с менталитетом того времени. Район был закрытой и отдаленной территорией, где все были друг другу земляки, коллеги, в конце концов – товарищи! А что, земляк земляка не подвезет, если есть возможность? Да к тому же цены на бензин были невысокие, да и автомобилей немного. Подвезти человека – значит шикануть машиной и подтвердить важный в советское время статус автомобилиста (это чуть ли не космонавта).
В постперестроечное время стали появляться первые "бомбилы". Кто такие – не надо объяснять. В сложной экономической ситуации и тотальной безработице это было какое-никакое занятие. Первые таксисты в районе таксовали не внутри населенного пункта, а занимались доставкой пассажиров из поселка в поселок. Главное направление – Таежный, на станцию Карабула. Железнодорожный транспорт тогда был единственно доступным способом добраться до краевого центра. Рейсовые автобусы не вмещали всех желающих, и вот тут первые богучанские таксисты оказывали оставшимся пассажирам поезда свою очень небезвозмездную помощь. Из маленьких же поселков люди ездили до райцентра и до паромов. Собственно, это и было стартом. Такой вот таксо-генезис.
В нулевых стало больше желающих заработать на предоставлении услуг перевозки. Тем более, что эта сфера стремительно развивалась по всей стране. Люди калькировали подходы и методики такого бизнеса. Как оказалось, рынок был свеж, а население и финансово, и морально доросло до того, чтобы позволить себе с комфортом передвигаться уже внутри населенных пунктов. В сферу стали приходить новички, которых не очень радостно встречали адепты постперестроечного извоза. От советского побратимства и землячества и следа не осталось. Нередко таксисты устраивали между собой разборки и "решали", кто, как и на какой территории будет таксовать. То же самое происходило, если кто-то вдруг решался демпинговать цены. Поговаривают, что подобное каралось не только проколом колес… Однако, самое главное – это то, что ни один из таксистов не регистрировал свое дело официально. Не поверите, но и сегодня практически все они остаются "вне закона". Регистрируют бизнес единицы.
На сегодняшний день сфера услуг в районе имеет различные формы и обличия. Начнем с традиционной формы – вызова водителя по телефону. Таким образом, функционируют "Блиц", "Троя", "Елена" и др. Тут ничего объяснять не нужно: звонок-диспетчер-поездка. Однако все больше фирм стараются идти в ногу со временем и пытаются работать через мобильные приложения смартфонов. Передовиком здесь стала служба "БЕСТ" (экс-"Эконом-такси"). Кстати, расшифровывается название как: Богучанская единая служба такси. Так вот, скачав приложение этой фирмы на свой смартфон, человек может прописать необходимый маршрут, стоимость поездки и в режиме онлайн узнать, какая за ним приедет машина. Удобно, что скажешь. Кстати, вызвать такси через диспетчера в этой фирме тоже допустимо. Ах да, еще одной и, несомненно, главной фишкой "БЭСТа" является его круглосуточная работа. Они единственные в районе, кто может предоставить машину в любое время.
Также популярно "Вайбер-такси". Человек вступает в этом мессенджере в группу и по мере необходимости поездки указывает там свой маршрут. Водители, находящиеся в чате, отвечают, кто берет заказ. Очень быстро и понятно. Лично меня всего одна вещь смущает: все участники группы знают о твоем перемещении, откуда ты поехал и куда. Но жителей района, как видимо, это не волнует, и "Вайбер-такси" остается самым популярным, чтобы доехать из пункта "А" в пункт "Б".
Федеральные фирмы тоже решили зайти в район. Недавно появилось такси "Максим", которое работает по всей стране. Способ вызова машины – через приложение. Цены доступные, но, как показывает практика, машин в этой службе пока совсем немного, что сказывается на качестве оказания услуг.
Подведем итог. Несмотря на то, что в районе есть такие современные формы такси, те, кто работает по старинке, никуда не делись и все также дежурят у автовокзала, встречая автобусы из краевого центра и маленьких поселков.
В общем, как видите, эта сфера у нас жива и развита не хуже, чем в крупных городах. Но есть некий неприятный осадочек от того, что большинство фирм работают нелегально, впрочем, как мы убедились, это никого не смущает.
Степан МЕТЛЯЕВ.