Рассказ о том, как провели один день без родителей инвалиды детства.
– Здравствуйте! – С-сда-а, – Приве-е, – громко здоровались, заходя в помещение отделения социальной реабилитации, молодые люди, которых называют инвалидами детства или "с ограниченными возможностями здоровья". Переговаривались между собой, быстро и уверенно рассаживались вокруг стола.
Иван, Кристина, Петя, Илья, Даша – пятеро разных и одновременно чем-то похожих друг на друга. Вообще-то в этой группе шестнадцать человек возрастом от 17 до 40 лет, и все они составляют клуб "Мы вместе".
– Наше отделение в комплексном центре социального обслуживания образовалось в 2011 году, – рассказывает заведующая Елена Соловьянова. Тогда мы и начали работать с людьми, имеющими ментальные нарушения. Вот эти – у нас давно, и поэтому чувствуют себя здесь почти как дома. И к нам ребята привыкли.
Это заметно, что привыкли. Практически одновременно все пятеро рассказывали, как доехали и что кто забыл взять из дома. И только решительное "Все, дорогие мои, начинаем!" остановило шумное общение.
– Сегодня у нас необычное занятие, – сразу заинтересовала присутствующих Елена Геннадьевна. – Будем учиться самостоятельности без помощи родителей. С Галиной Васильевной и Светланой Евгеньевной пойдете на почту, в ларек и парикмахерскую. А что там делать – решите сами.
Реакция на объявление оказалась разной. Мамы растерялись и сразу начали переживать. Дети – просто обрадовались. Кто-то смеялся, кто-то кричал "Я знаю, куда идти"… Почти все на улице чувствовали себя уверенно, но шли кучно, на прохожих не обращали внимания... На почте каждый купил лотерейный билет или газету. С видимым удовольствием приняли подарки от руководителей почтового отделения. В общем, с заданием справились. Причем Илья, который не может разговаривать, ориентировался по ситуации даже лучше, чем другие. Кто-то не знал, что за товар и услуги нужно платить, кому-то не хватило денег, и он растерялся. Сопровождающие молодых людей специалисты не вмешивались и не подсказывали. В результате подопечные устали и с явным облегчением возвращались в знакомую обстановку. Снова засуетились мамы, помогая своим чадам снимать куртки.
– Вот об этом мы и беседовали во время вашего отсутствия, – вздохнула психолог Екатерина Казьмина. – Давно пора родителям уходить от гиперопеки и постепенно, шаг за шагом, приучать детей к самостоятельности не только в быту, но и в обществе.
– А мы в этом будем помогать и продолжим практические занятия, подобные сегодняшнему, – добавила специалист по реабилитации Светлана Мутовина. – В следующий раз на автобусе поедем в больницу.
Разговоры продолжались за столом, накрытым к чаю.
– Моя Кристина с семи лет занимается в кружке прикладного искусства в школе. Тогда пальчики у нее почти не работали, а сейчас она рисует картины по номерам краской, песком, крупой. Делает сувениры из бисера, шьет мягкие игрушки. Конечно, под наблюдением.
– Я петь люблю и хочу стать певицей, – заявила Кристина, но на предложение спеть не отреагировала.
– А мне нравится ногти красить, – выговорила наконец молчаливая Даша
– Ча-а пе-е, – подал девушкам чашки с чаем Илья, как бы говоря: "Лучше чай пейте, чем хвастаться". Иван и Петр не участвовали в разговоре, а свое отношение к происходящему выражали улыбками, взглядом.
– Да, все они разные, – говорила Елена Соловьянова. – Похожи только в одном – все живут, не осознавая течения времени, не понимая, что когда-нибудь им придется жить без поддержки родителей. Родители же, кажется, избегают подобных мыслей или боятся думать об этом…
Вскоре стало тихо – разошлись, разъехались. Первое практическое занятие прошло успешно. Думаю, не менее продуктивными станут и следующие уроки обучения жизни в обществе.
Елена ДАВЫДОВА.
Фото автора: Самостоятельный поход на почту
(АП)