Многих из них помнит и Михаил Симонович Зотиков, по три раза в неделю объяснявший будущим водителям устройство автомобиля и правила дорожного движения. Ни много ни мало, а выпускали они в жизнь профессиональных шоферов с тремя категориями транспортных средств: "А", "В", "С". А сами навсегда попадали в категорию любимых учителей.
– Мы обучались автоделу два года,– рассказывает Татьяна Степанова (Французова). И первые уроки вождения – это было самое страшное. Один раз в неделю, в определенное время, к моему дому подъезжал "ГАЗ-53 А", и я с ужасом наблюдала, как Геннадий Васильевич уступает мне место за рулем. Конечно, со временем страх пропал, ездила с удовольствием, но если бы не его грамотный подход "спокойно и без паники", не знаю, получила бы я права или нет.
В 1989 году Пинчугская школа решила провести эксперимент и принять на автодело девочек. Это был единственный такой выпуск, не считая случая, когда в потоке мальчишек получила водительское удостоверение выпускница более ранних лет Валентина Казакова.
– А я удивляюсь сегодняшним автошколам,– рассказывает Оксана Маркова (Бакурова), выпуск-ница "экспериментального" набора.– В оплату обучения входит всего шесть часов вождения. Мы два года учились, сдавали экзамен по устройству автомобиля. Не спорю, в жизни оно мне не пригодилось, но благодаря этому я всегда понимала, что шофер – это профессия, серьезная и непростая.
Геннадий Васильевич – дипломированный автомеханик, окончивший Абаканский политехнический техникум, перед приездом в Богучанский район два года работал старшим мастером по вождению учебных автомобилей в ДОСААФ г. Заозерный. А в 1980 году принял в подотчет старенький "ГАЗ-52", квалифицировавшийся как учебная машина в Пинчугской школе. В этом же году, доказав руководству районного Управления образования, что на "старье" детей учить нельзя, получил новенький бортовой "ГАЗ-53 А".
– А я вспоминаю, как мы экзамен по вождению сдавали,– написала в сообщении Алена Бурчик (Бирюкова).– Мы все в кузове сидим, Геннадий Васильевич с нами, а в кабине инспектор ГАИ и сдающий. Проедем сколько-то, остановка. Только что везущий нас "шофер" перелезает в кузов, очередной с замирающим сердцем садится за руль. Гордости нашей не было предела. Геннадий Васильевич только успевает наставлять: "Спокойно, без паники, не забудь в зеркала посмотреть, с ручника снять, а потом уж сцепление-передача-газ".
Аккуратно ездили ребята, строго следил за скоростью Геннадий Васильевич. Интенсивность движения была небольшая, да и машина специализированная с парным комплектом педалей у инструктора... И все-таки один раз "ГАЗик" побывал в ДТП.
– На повороте мы столкнулись с КаМАзом,– рассказывает Геннадий Васильевич.– Скомандовав стажеру остановиться, я вышел из кабины, осмотрел машину… Надстроенного борта нет, зеркала нет, подножки нет. У КаМАза ни лобового стекла, ни двери. Водитель с женой сидят в кабине, как на веранде. Оказалось, мужчина от переутомления заснул за рулем. "ГАЗик" был восстановлен полностью за его счет.
Геннадий Васильевич очень скрупулезно подходил к обучению. Его ученики редко ездили по хорошей дороге, осенью и весной штурмовали зимник, зимой спускались по обледенелой горке к реке и на льду отрабатывали маневры. И без разницы, кто за рулем, мальчики или девочки.
А Михаил Симонович заставлял учить ПДД, каждый урок заканчивался решением перфокарт, разбирались ошибки, правила зазубривались наизусть.
– С каким увлечением преподавал устройство автомобиля Михаил Симонович,– пишет Ольга Лукина.– Меня ночью разбуди, спроси: "Что помнишь из уроков автодела?", сразу отвечу "Карданный вал". И ведь в голову даже не приходило на что-то отвлекаться – слушали, записывали, чертили. Причем никогда никаких лирических отступлений, все только по делу.
– Какие лирические отступления, дорога – не шутка, – хмурится Геннадий Васильевич.– На себя ты можешь иногда рассчитывать, а на водителя во встречной машине – только надеяться. – Соблюдай простые вещи: не гони и не спеши. Кто всегда взаимно вежлив, тот всегда взаимно жив,– подытожил Геннадий Васильевич.
Тридцать семь лет отработал в Пинчугской школе Михаил Симонович Зотиков, 25 из них вел автодело. Вместе с Геннадием Васильевичем они стали свидетелями "гибели" "ГАЗика". Местное хулиганье залезло ночью в школьный гараж, хотели слить бензин. Чиркнули спичкой, чтобы посмотреть, много ли горючего в баке…
Михаил Симонович – учитель технологии, вышел на заслуженный отдых в 2016 году, Геннадий Васильевич уволился в 2005-м. По факту они выпустили на большую дорогу более четырехсот высококлассных водителей, которые колесят сегодня по всей стране.
Елена МАКЛАКОВА.
Фото автора.
(АП)
п. Пинчуга