С ней в режиме видеоконференции ребят познакомила Светлана Майданник. Юный корреспондент Центра дополнительного образования детей, участница детского объединения "Журналистика" Ангелина Монахова связалась со Светланой и взяла у нее интервью, задав все поступившие от сверстников вопросы, касающиеся этой профессии.
– Светлана, можете подробней объяснить, кто такой веб-дизайнер?
– Откройте любой популярный сайт или приложение, которым пользуетесь каждый день. То, что вы видите – это интерфейс. А спроектировал и нарисовал его веб-дизайнер: строки поиска, панели навигации, кнопки, формы для ввода данных, шрифты (подбор), иконки, картинки, карточки товаров, ссылки и множество других функциональных элементов. Через интерфейс вы взаимодействуете с сайтом, приложением или сервисом, а он, в свою очередь, должен дать визуальную обратную связь о том, что действие выполнено, и вы все делаете правильно.
– А как специалист понимает, каким должен быть сайт?
– Прежде, чем начать "рисовать" продукт (так называется конечный результат нашего труда), мы должны понять несколько вещей. Какая у него цель? Кто им будет пользоваться? Какие задачи пользователей он должен выполнять? Как сделать так, чтобы пользователь решил воспользоваться именно этим продуктом для решения своей задачи? Какие трудности могут возникнуть у пользователя? Ответы на эти вопросы нам дадут исследования и знание usability (удобство использования). Да, многие, услышав слово "дизайнер" в названии профессии, могут подумать, что она по большей части творческая, и не совсем ошибутся, однако, в идеальном мире соотношение исследований к самому дизайну может составлять 70% (исследования) на 30% (дизайн). Так поступают крупные корпорации: Apple, Google, банки и популярные приложения. И даже после выхода продукта на рынок исследования и тестирования будут продолжаться, чтобы улучшать продукт и подстраиваться под изменяющиеся потребности его пользователей.
Что же станет итогом наших исследований и когда уже можно начать "рисовать"? Всю основную информацию о функциональности будущего продукта будет содержать в себе прототип – быстрая, черновая реализация будущего дизайна продукта. А уже дальше можно перейти к пользовательскому интерфейсу, то есть процессу визуализации прототипа, которй включает в себя работу над графической частью: анимацией, иллюстрациями, кнопками меню и т.д. Именно веб-дизайнер решает, как выглядит интерфейс продукта, где расставить основные визуальные акценты, чтобы пользователю было легко понять, как пользоваться продуктом: сайтом, приложением, программой, платежным терминалом или даже микроволновкой и пультом от телевизора. Если подвести итог всему сказанному, веб-дизайнер – это специалист, который проектирует архитектуру продукта на основе потребностей пользователя и бизнеса, а также визуализирует графическую часть интерфейса.
– Трудно ли работать веб-дизайнером?
– Это такая же профессия, как и все остальные, однако, есть специфические трудности. Во-первых, процесс обучения никогда не прекращается из-за стремительного развития технологий, трендов, включая смежные профессии – разработку, маркетинг... Во-вторых, это высокая конкуренция на рынке труда, несмотря на то, что веб-дизайнер – одна из самых востребованных профессий IT индустрии. В-третьих, как и в других профессиях, в самом начале карьеры трудно найти достойное место работы. Студии, в которых чаще всего начинают новички, не проводят исследований, потому что не умеют, а заказчик не готов выделять на это бюджеты. И часто в таких студиях тебе приходится быть "универсальным солдатом", когда ты не только web-дизайнер, но и графический дизайнер (разрабатываешь бренд буки и печатную продукцию, оформляешь презентации, делаешь рекламные баннеры), и motion-дизайнер (делаешь видеоролики) и т.д. С одной стороны – это тормозит развитие "вглубь" основной специальности, с другой – расширяет кругозор и дает возможность овладеть полезными прикладными навыками. Самое главное – это по-настоящему любить то, чем ты занимаешься и четко ставить перед собой цели, а трудности и ограничения – это часть любого процесса.
– Какими качествами должен обладать веб-дизайнер?
– В IT индустрии навыки делят на две категории: непосредственно профессиональные навыки и личностные. Если говорить о вторых, то здесь можно назвать критическое мышление, умение анализировать информацию, делать выводы, принимать решения и нести за них ответственность; это самостоятельность, способность к самообучению. Так как веб-дизайнер работает с заказчиком, значит, он должен быть коммуникабельным, способным понятно доносить свои мысли, желания, слышать других людей. А еще не обойтись без амбициозности и целеустремленности, без этих качеств невозможно полноценное развитие, можно быстро стать невостребованным специалистом с неактуальными знаниями.
– Расскажите, пожалуйста, сколько вы уже работаете в этой сфере и про ваш личный опыт.
– Мне 25 лет, веб-дизайнером работаю 2,5 года. Сложилось не сразу. Начинала я с прохождения курсов в Сибирской школе дизайна. И что бы вам ни обещали курсы, далеко не все выпускники сразу устраиваются на работу. Так было и у меня. Отсутствовала структурированная информация, был большой недостаток практики, который я наверстала самостоятельно. Найти первое место работы мне помог нетворкинг – так называемая теория "шести рукопожатий", которая гласит: "Каждый из нас знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых". Поэтому мой совет любому начинающему специалисту: "Заводи больше полезных знакомств!". Первый же дизайнер, с которым я познакомилась, дал мне информацию о том, что скоро в компании, в которой он работает, откроется вакансия, и я начала усиленно готовиться и делать работы для портфолио. Тогда я поняла еще одну важную вещь – даже маленькие шаги могут дать результат, главное – делать их. Я начала рассказывать о том, чем занимаюсь всем друзьям, родственникам и знакомым, так ко мне начали приходить заказы на проекты. Текущая работа по профессии уже вторая, на первом месте я отработала 1,7 года. В IT индустрии средняя продолжительность работы в одной компании – два года, так как компания развивается в разы медленнее, чем отдельно взятый специалист, и рано или поздно ты достигаешь потолка и нужно решить, остаешься ты помогать компании в развитии или уходишь. Важный фактор в принятии решения – это уровень самой компании, ведь, оставшись, ты сильно замедлишь свой темп обучения и можешь остановиться, даже толком не начав.
На текущий момент я специалист middle-уровня (по меркам внутри страны) и продолжаю обучение. В этот раз я выбрала формат менторства, где обучение происходит индивидуально со специалистом выше уровнем (меня обучает руководитель отдела продуктового дизайна Сбербанка), помимо основной работы, делаю учебные проекты. Практический опыт я непрерывно получаю из рабочих проектов, ведь каждый проект ставит передо мной новые задачи. Также осваиваю 3d моделирование, ведь уникальный контент для сайта важен как никогда.
– Нравится ли вам работать в этой сфере?
– Да, очень нравится. Есть, конечно, минусы, но хочу перечислить плюсы. Во-первых, непрерывно расширяющийся кругозор в период работы в студии. Я бы назвала это уникальной особенностью профессии. Имеешь дело каждый раз с новым бизнесом, узнаешь его потребности, боли и, конечно же, погружаешься в него. Например, делаешь сайт по тематике кредитования, но ни разу не брал кредит? Что ж, к концу проекта ты будешь знать о кредитах и условиях абсолютно все. И так с любой отраслью.
Во-вторых, нет социальной дистанции между начинающим и топовым дизайнером. Да, внезапно в личные сообщения вряд ли напишешь, но на конференциях с тобой с большим желанием пообщается любой спикер в неформальной обстановке, выслушает, поддержит морально, даст профессиональный совет, поделится инсайтами, а, может, пригласит к себе на работу. В-третьих, доступность материалов для самообучения. Статьи, разборы, блоги, исходники, источники вдохновения, все ресурсы есть в Сети, и все это – бесплатно! У нас молодой и приятный коллектив. Конечно, коллеги бывают разными и от конфликтных ситуаций никто не застрахован, однако, исходя из собственного опыта и опыта коллег из других компаний, в IT работают дружелюбные люди. На своей первой работе веб-дизайнером я нашла друзей, с которыми тесно общаемся по сей день.
– Как вы считаете, с какого возраста можно начинать работать веб-дизайнером?
– Как только начнешь показывать результат, за который тебе захотят заплатить деньги потенциальный работодатель или клиент. Абсолютно никаких возрастных ограничений. Лично была знакома с 16-летним парнем, он занимался веб-дизайном в свободное от учебы время и уже получил первые деньги за свои проекты.
– Спасибо вам за интересные ответы и успехов в вашей профессиональной деятельности.