На звание лучшего педагога в муниципальном этапе профессионального конкурса "Учитель года Красноярского края-2016" претендовали десять преподавателей. По итогам отборочного тура было определено шесть финалистов.
Заключительный этап районного конкурса прошел в Богучанской школе №3, куда съехались не только участники и члены экспертной комиссии, но и болельщики, и те, кто просто пожелал набраться опыта у коллег. Участие в таком мероприятии – это возможность общения с удивительными, увлеченными своей профессией, творческими, талантливыми людьми, у которых очень много можно взять для своей работы и принести ученикам. Наблюдая за выступлениями, можно было почерпнуть множество интересной информации и научиться новым методам работы.
Так, в одном из заданий конкурсантам надо было провести мастер-класс, отражающий характерные для них педагогические технологии. Учителя продемонстрировали фрагменты урока и сами анализировали свою работу. Как оказалось, преподносить детям порой не самую интересную для них информацию можно так, что они с открытыми ртами будут слушать и вникать в суть материала. А чтобы побывать в "шкуре" учеников, за парты сели сами преподаватели.
Так, например, учитель английского языка Гремучинской школы Ольга Вячеславовна Бикеева поделилась со своими коллегами приемом релаксации. Принявшие роль школьников зрители, закрыв глаза и включив фантазию, под мелодичную аудиозапись учились составлять вопросительные предложения.
Об интересных и важных даже для взрослых людей способах запоминания правописания непроверяемых безударных гласных в корне слова рассказала Светлана Анатольевна Лаврова, учитель русского языка Богучанской школы №4. Как оказалось, не только педагоги, но и ученики их чему-то учат. Так, одному из рассказанных Светланой способу ее научил воспитанник – запоминать буквы с помощью подстановки имен. Например, как пишется слово "меридиан", можно запомнить, выделив в нем имена Мери и Диана.
Бурный интерес вызвала методика проведения урока физики Михаила Михайловича Чащина, педагога Говорковской школы. Чтобы смоделировать занятие как можно реалистичнее, он наделил некоторых слушателей ролями отличников, хорошистов и двоечников, после чего в игровой форме "захватил всех в заложники" и не отпускал до тех пор, пока все они не смогли правильно ответить на вопросы об электрическом токе. Вольно или нет, но всем участникам пришлось вспомнить то, что изучали в школе.
Выступление Михаила Чащина не зря заслужило такое внимание, ведь на самом деле игра помогает сделать процесс обучения увлекательным и добиться того, чтобы у ребенка развивались познавательный интерес, творческая и мыслительная активность.
Во втором испытании конкурсантам необходимо было представить сформировавшийся при взаимодействии с коллегами, родителями, работниками различных сфер опыт. Кто-то продолжил делиться инновационными идеями, применяемыми в своей деятельности, а другие выделили проблемы, возникающие в образовательном процессе. Темы методических объединений были самые разнообразные, но каждая из них – актуальна.
Ольга Вячеславовна Бикеева, например, обратила внимание на то, что бОльшая часть обучающих методик направлена на развитие у детей левого полушария мозга, которое отвечает за логику и анализ фактов, распознает математические символы и числа, запоминает имена и даты. А вот заданий, совершенствующих работу правого полушария, которое позволяет нам мечтать и фантазировать, отвечает за наши способности к музыке и изобразительному искусству, за интуицию, за видение мира цельным, не так много.
– Формирование мышления должно быть целостным, потому что люди, у которых одинаково развиты оба полушария, добиваются более высоких результатов в любом виде деятельности, – считает она.
Учительница русского языка Пинчугской школы Вероника Николаевна Глушкова доложила о работе психолого-педагогического консилиума, отвечающего за инклюзивное образование.
Светлана Анатольевна Лаврова показала, как активно она привлекает учеников к исследовательской деятельности. А ведь проектам в новых образовательных стандартах уделяется огромное внимание.
Проблему непосильно объемного для школьника домашнего задания выделил Михаил Чащин. Ее, оказывается, пытаются разрешить практически на каждом педсовете.
Судя по множеству возникающих вопросов от слушателей, эти и другие представленные темы волнуют каждого работника образования, будь он педагогом, представителем администрации школы или Управления образования. В коротких перерывах между выступлениями конкурсантов к ним подходили коллеги, чтобы подробнее узнать об интересующей их информации и, конечно же, поделиться своим опытом.
Сегодня педагоги района успешно осваивают новые учебные программы, современные технологии, смело внедряют их в школьную практику, постоянно совершенствуются. И ежегодный конкурс "Учитель года" стал площадкой профессионального мастерства. Практика преподавателей других школ позволяет по-новому осмыслить и оценить собственную деятельность. Это мероприятие дает возможность сильнейшим учителям раскрыть свой потенциал.
Все выступления были яркими, динамичными, и каждый участник показал себя достойным победы, смог продемонстрировать свой индивидуальный стиль, подход к обучению и воспитанию.
– Не завидую членам жюри, потому что все очень харизматичные, профессионалы высочайшего уровня, очень любят не только свой труд, но и детей, – подчеркнула Снежана Ивановна Харитонова, главный специалист Управления образования и одна из организаторов мероприятия. – Кстати, в составе экспертной комиссии присутствуют Ольга Владимировна Тарасенко (Красногорьевская школа) – победитель прошлогоднего краевого конкура, и его лауреат – Анна Александровна Килина (Октябрьская школа).
Тем не менее, какая бы сложная задача ни стояла перед судьями, победитель должен быть определен. И лучшим педагогом района в этом году стал Михаил Михайлович Чащин, учитель физики, информатики и математики Говорковской школы. Он давно заинтересовал своими профессиональными достижениями коллег. От районного комитета территориальной организации профсоюза работников народного образования ему вручили сертификат на поездку в Санкт-Петербург, и теперь он станет участником краевого этапа конкурса "Учитель года". С ним свое мастерство в Красноярске докажут Ольга Вячеславовна Бикеева и Светлана Анатольевна Лаврова – они стали лауреатами районного конкурса.
– Я нашла много интересного для себя и поняла, над чем мне надо работать. К этому конкурсу тщательно готовилась, прошла огромное количество дистанционных курсов, да и вообще, я постоянно занимаюсь самообразованием, – рассказывает Ольга Бикеева. Она отметила, что достичь такого результата ей помогли воспитанники и собственные дети.
Мария СОЛДАТОВА.
Фото автора.
(АП)