На последний день этого лета у меня не было никаких планов, но рано утром я вдруг подумала, что он заслуживает того, чтобы стать каким-то особенным. Все-таки закончились каникулы, впереди учебный год… Решение посвятить
31 августа нашему Богучанскому краеведческому музею имени Д.М. Андона пришло неожиданно. Прошлый мой поход сюда был давно, лет восемь назад, но уже тогда я с интересом разглядывала его экспонаты и внимательно слушала экскурсовода, хотя многие слова для меня были новыми и непонятными. Пора обновить впечатления!
Подходя к музею, я заметила, что каждый уголок площади перед ним по-своему обустроен. Что-то я помнила, что-то видела впервые. Каждый элемент – как анонс экспозиций, представленных в музее. Памятник жертвам политических репрессий – мне кажется, он очень кстати, здесь, в Сибири, куда ссылали всех неблагонадежных граждан советского государства. Бюст Ленина, который раньше стоял на площади районного Дома культуры: наверное, как свидетель исторической эпохи, он и должен находиться здесь. Имитация эвенкийского чума. Так и хочется заглянуть внутрь и увидеть все своими глазами. Рядом – небольшой кусочек ангарского подворья с плетнем как напоминание о крестьянском быте местных жителей.
При входе в музей нельзя не заметить фотографию Даниила Марковича Андона в полный рост. Краем глаза ухватила непонятные деревянные полочки, расположенные очень близко друг к другу, а на них – речные камни и ракушки. Во мне разгорелся не то азарт, не то интерес, мне хотелось как можно скорее узнать, что же это значит и увидеть остальные экспозиции. Как позже пояснила наш экскурсовод, Даниил Маркович был сослан в Сибирь как враг народа, поэтому на более-менее престижную работу его никто не взял бы, и первое время он работал водовозчиком. На этой экспозиции "с полочками и камушками" как раз и изображен мужчина с ведрами, в одном ведре – живая, а в другом – мертвая вода. Узнав все об этом месте, мы отправились в первый зал.
Там нас ожидали экспонаты того периода, когда по нашей ангарской земле еще ходили мамонты и другие их современники. Позвонок мамонтенка размером с голову взрослого человека, бедренная кость взрослого мамонта, зубы и другие части скелета. Кстати, о зубах. У мамонта их всего 4, но размером они с полторы большие ладони человека, и за всю свою жизнь (в среднем это 120 лет) эти зубки меняются примерно каждые 20 лет. Также весь первый зал был "под куполом" позвоночника мамонта в настоящий размер, выполненного из дерева. Меня всегда впечатляют очень древние предметы: различные кости, бивни, ведь когда-то в незапамятные времена они были частью какого-то доисторического животного и вместе с ним проживали доисторическую жизнь.
Второй зал оказался достаточно небольшим, но с первых шагов стало понятно, что он посвящен тому народу, который изначально проживал на ангарских землях, их быту. Экскурсовод рассказала, что до прихода русских Приангарье населяли племена тунгусов. Они промышляли охотой и рыбалкой. Так как тунгусы были кочевым народом, жили они в чумах, и небольшой фрагмент такого жилища встроен в стену зала. Конечно, это всего лишь уменьшенная копия, но там, как и положено, горит костер, лежат шкуры зверей и висит котелок. Рядом представлены предметы их быта. Широкие охотничьи лыжи (очень необычные), их нижняя часть обшита камусом. Камус – это шкура с ног оленя или лося. Разные виды оружия, поняга (небольшая доска, которая надевается за спину по принципу рюкзака, на ней есть несколько веревок, за которые можно привязать какой-либо провиант или что-то другое). На полу стоят узкие сани для легкого прохождения в лесах. Ну, и самым необычным экспонатом, на мой взгляд, в этом зале оказался фрагмент одного из старейших домов в Богучанах. Сейчас на его месте построен храм, а часть внешней стены, вместе с резными ставнями, вмонтирована в стену. К слову, дому на тот момент было больше ста лет. Тема этого зала мне понравилась больше всего: очень интересно послушать и посмотреть на то, с чего начиналась жизнь на нашей малой родине.
Затем примерно с XVIII века, под давлением русских тунгусы стали покидать Приангарье и переходить на более северные земли. И в следующем зале представлен быт русских людей. В углу зала – люлька, а вокруг стеллажи, на которых разные, уже более знакомые и привычные нам вещи, такие, как теплые носки, например. Но они, правда, не такие уж и обычные. Мы привыкли, что теплые носки должны быть мягкими и приятными телу, эти же сделаны из конского волоса и очень жесткие. Экскурсовод рассказала, что такие носки на голую ногу не надевались, сначала мужчины наматывали портянки. Хитрость в том, что такие носки очень легко высушить, если они промокли, достаточно с силой ударить их, например, об дерево. Также были там и лапти, но русские в Приангарье даже и не знали, что это такое. В теплое время года здесь носили обувь, напоминающую кожаные танцевальные чешки, но более закрытые, они называются чуни.
В остальных залах представлены периоды и вещи XIX-XXI веков. Они уже не кажутся такими необычными и интересными, хотя на старые фотоаппараты, печатные машинки, аппараты для газировки и самодельные коньки, конечно, очень даже интересно посмотреть. Домашний фен, похожий на пылесос, свидетель того, как наводили прически красавицы эпохи семидесятых. Все экспонаты зала, представленного в виде большой шкатулки, вызывали любопытство и даже удивление: как это можно применить?
Не надо думать, что в нашем музее нет ничего интересного, как считают многие мои сверстники. Лично я для себя узнала, возможно, даже больше, чем на уроках истории. Ведь на них мы лишь слушаем, и очень часто важная информация пролетает мимо ушей, а в музее можно и увидеть, и потрогать, и ощутить дух того времени. Такая информация наверняка не ускользнет из памяти в нужный момент.
Уходила я из музея с ощущением того, что нечаянно нашла портал в прошлое. Стоит только переступить порог этого здания, как исчезают время и пространство, возникают картинки давно минувших дней, и прошлое становится настоящим. Я поняла, что последний день лета совершенно точно стал для меня необычным.
Валентина ДУДИНА,
участница
детского объединения
"Журналистика" ЦДОД. (АП)