Ученик – это "плод творчества" не только родителей, но и педагогов, которые его воспитывают в школе. А потому от того, как идет процесс обучения и воспитания, во многом зависят установки школьников в их учебной жизни. Сейчас процесс обучения во многом основывается на проектной и исследовательской деятельности, которую дети и подростки выполняют вместе или под руководством педагогов.
В начале весны каждый год в районе проходят учебно-исследовательские конференции школьников "Первые шаги в науку". На протяжении многих лет юных исследователей принимала Таежнинская школа №7. Эту добрую традицию таежнинцы передали новой, современной школе района – Пинчугской, и вот уже третий год она встречает ребят на своей территории.
Важность работы с одаренными детьми понимают все руководители и педогоги. Учителю просто нужно увидеть то, что в детях спрятано, их индивидуальность, помочь им раскрыться, найти интересную тему и помочь развить ее от маленькой идеи до полноценной работы, проекта. Особенно важен этап работы над задуманным, реакция учителя на удачи или неудачи, поддержка воспитанника и настрой на перспективу участия его в различных конкурсах.
На конференции были представлены исследовательские рефераты, работы и проекты, выполненные в различных направлениях: краеведение, этно- графия, родословие, история, русский язык, английский язык, литература, экология, медицина и здоровье, физика, математика, психология.
Допуск авторов к очному туру конференции осуществлялся по итогам заочной экспертизы текстов работ. Экспертную комиссию представляли 35 педагогов высшей и первой категорий из всех школ района. Первый этап оценивания проходил заочно по тексту работы, второй предполагал защиту доклада и ответы участника на вопросы экспертов. Эксперты стремились поддержать интерес автора к продолжению работы над темой, дать советы по ее развитию, ободрить добрым словом. Это отметили и сами авторы, и их родители, многие из которых пришли поддержать ребят.
Со словами приветствия и пожеланиями успехов к участникам, их научным руководителям и родителям обратилась начальник Управления образования Н.А. Капленко.
Ежегодно на учебно-исследовательской конференции выявляются талантливые школьники, демонстрируются и пропагандируются лучшие достижения учащихся, распространяется опыт работы школ по организации учебно-исследовательской деятельности.
В ожидании подведения итогов участникам скучать не приходилось: мастер-классы педагогов Центра дополнительного образования детей посетили все школьники и учителя, присутствующие на конференции. Желающих научиться делать магниты, органайзеры на холодильник и изделия в духе флористики было такое количество, что педагоги едва успевали дать всем советы и консультации. Подготовили эти замечательные творческие мастерские С.А. Воронкевич, Н.Н. Незнайко и Н.В. Леонтьева. По результатам работы экспертов были определены победители и призеры учебно-исследовательской конференции. Всем им были вручены дипломы и ценные подарки. Н.А. Капленко выразила признательность руководителям исследовательских работ.
Рекомендации на краевой заключительный этап получили 15 участников. Работы победителей конференции будут участвовать в краевом молодежном форуме "Научно-технический потенциал Сибири" (с 2017 года краевой форум изменил свое название и сроки отборочного и очного этапа).
Мы поздравляем победителей и призеров, а также всех ребят, принимавших участие в конкурсе. Благодарим научных руководителей и учителей, энтузиазм и профессионализм которых помогает ребятам заниматься проектами и исследованиями, приобретать неоценимый опыт и делать первые шаги в большую науку. Благодарим экспертов, которые не только оценивали, но и помогали школьникам увидеть свою работу глазами специалистов, отмечали достоинства работ и давали советы на будущее.
Юный человек, думающий над целью и ставящий для ее достижения задачи, размышляющий над выводами – пожалуй, это самый важный итог нашей совместной работы по развитию проектной и исследовательской деятельности школьников. Мы продолжаем работать и ждем на конкурс новые креативные проекты, неожиданные и смелые идеи, ведь, как сказал выдающийся советский ученый, академик Дмитрий Лихачев, "...если в конце исследования не видно начала следующего – значит, исследование не доведено до конца".
Валентина КИСЬ,
методист районного
методического центра
Управления образования.
(АП)
Победители XXIV учебно-исследовательской конференции школьников
Михаил Плохой:
"Как говорили мои предки?" (руководитель – Е. В. Плохая) – 3 класс, Шиверская школа.
Анастасия Новоселова:
"Как появился дом?" (руководитель – Л.Н. Новоселова) – 4 класс, Богучанская школа № 2.
Мария Чащина:
"Как присмотреть за котом, уезжая в отпуск?" (руководитель – М.М. Чащин) – 4 класс, Говорковская школа.
Иван Степанов:
"Подсолнечное масло: польза или вред" (руководитель – С.И. Харитонова) – 6 класс, Богучанская школа № 1.
Дарья Рукосуева:
"Радуй нас, чудо-хохлома" (руководитель – Н.В. Пухачева) – 7 класс, ЦДОД.
Ангелина Назаренко:
"Поэтика миниатюр красноярского писателя Б.М. Петрова" (руководитель – Н.С. Кунц) – 7 класс, Пинчугская школа.
Полина Баранова:
"Капиллярные свойства тряпки для пола" (руководитель – М.И. Бутырская) – 7 класс, Таежнинская школа № 20.
Матвей Паршико:
"Screencasting" (руководитель – А.И. Егоров) – 8 класс, ЦДОД.
Тарас Шичев:
"Легко ли быть переводчиком?" (руководитель – Д.А. Алексеева) – 8 класс, Богучанская школа № 4.
Денис Опшитош:
"Призрачно все в этом мире бушующем…" (руководитель – С. Ю. Селиванова) – 9 класс, Богучанская школа № 4.
Ольга Быкова:
"Финансово-экономическое поведение литературных героев" (руководитель – Л.Р. Нафеева) – 10 класс, Говорковская школа.
Алина Воронова:
"Проблема человека и природы в миниатюрах Астафьева в контексте подготовки к ЕГЭ по русскому языку" (руководитель – С.А. Лаврова) – 10 класс, Богучанская школа № 4.
Никита Скляренко:
"Почему СССР выпустил 200-рублевую облигацию в 1943 году?" (руководитель – Т.К. Зиневич); "Виртуальные файловые хранилища" (руководитель – Н.А. Гвоздева) – 10 класс, Богучанская школа № 4.
Денис Корнеев, Виктор Хохряков:
"Страхи выпускников" (руководитель – Н.В. Суворова) – 11 класс, Таежнинская школа № 7.