На страницах газеты мы часто рассказываем о людях, живших в районе в разное время, трудившихся в разных отраслях, но неизменно оставивших о себе добрую память.
Таким человеком с большой буквы, замечательным педагогом была учитель Малобащелакской школы Зоя Николаевна Акимова.
Всю свою жизнь она посвятила детям. На протяжении 39 лет, ежедневно входя в класс, она учила их химии, а ещё добру и справедливости, честности и отзывчивости. Являясь для своих учеников примером этих качеств, становилась для каждого из них не только опытным наставником, но и другом, а для многих и второй мамой.
Учитель - была для неё не просто профессией, а смыслом жизни, судьбой.
Сама Зоя Николаевна говорила: "Я всегда с радостью шла на работу, как бы ни было трудно. Моё дело – учить детей химии". И она учила, отдавая любимому делу себя без остатка. Каждый её урок становился для учеников новым открытием, увлекательным путешествием в загадочный мир химии. Свои уроки она старалась проводить не стандартно в виде конференций и семинаров, конкурсов и викторин, практических работ поискового и исследовательского характера. К каждому ученику она находила индивидуальный подход, особенно к тем, кому химия давалась не просто.
О том, что она станет учителем, Зоя Николаевна решила ещё в юном возрасте и спустя много лет, будучи упорным, целеустремлённым человеком, воплотила свою мечту в жизнь.
Но неустанно течёт вперёд река времени, отсчитывая годы, легко и неумолимо перелистывая страницы наших судеб.
Уже более двадцати лет нет с нами этой удивительной, доброй женщины. Но память о ней и сегодня жива в сердцах родных и близких, коллег и друзей, учеников и односельчан.
В преддверии Дня учителя, давайте вспомним об этом талантливом человеке, педагоге от Бога. Зоя Николаевна одна из тех, кто внёс свой неоценимый вклад в развитие образования района. Благодаря ей, многие выпускники Малобащелакской школы получили крепкие знания и смело шагнули во взрослую жизнь.
Родилась Зоя Николаевна Акимова, (в девичестве Бадулина), в далёком 1936 году, в селе Огни, Усть-Калманского района, в крестьянской семье.
В 1954 году, успешно окончив среднюю школу, поступила в Горно–Алтайский педагогический институт, после окончания которого, получила квалификацию учителя географии, биологии и химии.
Свою трудовую деятельность в роли педагога-химика, она начала в 1959 году в Чарышской школе. Спустя три года перебралась в Малый Бащелак, где и продолжила преподавание химии в местной школе.
Зарекомендовав себя профессионалом своего дела, ответственным работником, пользуясь уважением и признанием коллег, ей довелось примерить на себя должности завуча и директора этой школы.
Состоялась Зоя Николаевна не только как первоклассный педагог, но и как любящая, заботливая жена, мама. Здесь, в Малом Бащелаке, ей суждено было создать крепкую семью, выйдя замуж за Леонида Максимовича Акимова и родив четверых детей.
Лучше всего расскажут о Зое Николаевне люди, близко знавшие её. Здесь мы приведём их воспоминания разных лет.
В основе
достойное воспитание
Всё хорошее в людях от родителей и среды, в которой растёт ребёнок. Вот о той среде, то есть семье, в которой жила и росла Зоя я хочу рассказать. Это важно, чтобы понять, откуда в ней был сильный, целеустремлённый характер, доброта и отзывчивость, почему её уважали люди.
Самыми тяжёлыми для семьи стали военные и послевоенные годы. Отец погиб на фронте, дома с мамой пятеро детей. Голод, холод, одни валенки, одна фуфайка на троих. Это было характерно для многих семей того времени. Но не в каждой семье была такая сильная, умная, работящая мать как Агрофена Егоровна. Она не имела образования воспитателя, но воспитывала детей своим примером.
Будучи звеньевой, вела за собой женщин – односельчанок, поддерживая их словом, делом и своей обворожительной улыбкой. Старшего сына она проводила на фронт. Дети с детства приучались к труду и выполняли всю домашнюю работу. Передавая друг другу, как эстафетную палочку, валенки и фуфайку, ходили в школу, учась в первую и вторую смену.
Мать, несмотря на то, что сама на тяжёлой мужской работе, свою хлебную пайку отдавала детям.
В девятнадцать лет, инвалидом первой группы вернулся с войны сын Василий. Как мог, помогал матери поднимать брата и сестёр. Важно отметить, что дети получили не какое-нибудь, а высшее образование. Педагогом стала не только Зоя Николаевна, но и сёстры: Пана Николаевна Бадулина, учитель математики и Раиса Николаевна Нечунаева (Бадулина), учитель химии, биологии. Александр Николаевич Бадулин удостоен звания заслуженный строитель России. Василий Николаевич Бадулин носит почётное звание ветеран войны.
Зою Николаевну я знала не только в детстве, мне посчастливилось жить вместе с ней в студенческие годы, скажем нелёгкие 1950-е, когда мы, после голодных военных лет, только что досыта наелись хлеба, а настоящим лакомством для нас был маргарин и конфеты-подушечки.
Жили мы в одной небольшой комнате, спали на одной кровати и рассчитывали только на свою стипендию. "Рядились простенько", но зато поддерживали и заботились друг о друге.
Уже тогда было видно, насколько серьёзно Зоя готовится стать педагогом. У неё была неуёмная жажда знаний, честность во всём, уважительное отношение к окружающим.
Она любила людей, особенно детей. После института, без нареканий, поехала работать по распределению в далёкий Чарышский район.
Здесь Зоя нашла своё счастье - любимую работу, семью, вторую Родину. Учитель, завуч, директор школы, а ещё личное подсобное хозяйство, четверо детей и со всем этим Зоя достойно справлялась.
Свои лучшие качества, впитанные с молоком матери, Зоя Николаевна передала своим детям, они трудолюбивы, честны, отзывчивы. В этом немалая заслуга и её мужа Леонида Максимовича.
В семье Акимовых и сегодня царят взаимопонимание, радушие, уважительное отношение друг к другу. Все они хорошие, уважаемые люди и настолько дружны, что в горе и радости они вместе, несмотря на то, что жизнь их разбросала на сотни километров.
Д. Ф. ШЕХАВЦОВА.
г. Барнаул.
Отзывчивая подруга
С 1954 по 1959 годы я училась с Зоей в Горно-Алтайском педагогическом институте, приобретая широкий профиль преподавания химии, биологии, географии. Так за пять лет обучения мы закончили два факультета: химико-биологический и географический. Даже по выходным мы изучали устройство сельхозмашин в селе Майма. Это было невероятно, как будто мы будем не только учить детей, но и пахать, сеять и убирать хлеб.
На последнем курсе нас, восемь студенток, в начале нового учебного года, направили на педагогическую практику в село Шебалино. В осенние каникулы мы в город не поехали. Встречать седьмое ноября нас пригласил к себе молодой учитель Николай Мартьянов.
После ужина он взял балалайку, и зазвучали струны, разлилась плясовая музыка в уютном сельском доме.
Мы, робко, недоумённо переглянулись и вдруг, наша Зоя пустилась в пляс, вовлекая нас за собой. Тут же ушла вся скованность, напряжённость.
На пятом курсе обучения мы жили вчетвером на частной квартире. Зоя почему-то звала меня "Рыжиком", хотя я не была рыжей, но я не обижалась. Это "имя" приятно ласкало мне слух, потому что произносилось с нежным задором, с какой-то особой интонацией голоса и блеском тёмных глаз.
Зоя, какая она была в студенческие годы? Наш групкомсорг. Добрая, весёлая, никогда не унывающая, с ней было особенно уютно и комфортно. Своеобразный глуховатый смех, сияющая улыбка, удивительная коммуникабельность свойственные ей – запомнились навсегда.
З. П. РУДАКОВА.
г. Барнаул.
Любимый учитель
Химия давалась мне всегда легко, не только потому, что у меня были способности. Много лет прошло, как я закончила школу, но все эти валентности, химические названия, формулы кислот, солей и прочего помню до сих пор. Как сейчас помню многие уроки, проводимые опыты, химические вечера. Помню строгость и требовательность учителя. Зоя Николаевна для меня учитель с большой буквы. Сначала я была её учеником, потом вместе с ней работала в этой же школе.
Зоя Николаевна всю себя отдавала работе и ученикам, гордилась их успехами и переживала, если у них что-то не выходило. Все её чувства шли от самого сердца. Ей очень хотелось, чтобы вокруг были добрые люди и спокойное дружеское общение. Она любила шутки и даже розыгрыши, но знала им место и время.
Зоя Николаевна была удивительно жизнелюбивым человеком. Зоя (с греческого) - жизнь. Она не сетовала на происходящее. Для многих она была поддержкой.
Глядя на то, как она переносила болезни, трудности и невзгоды, я старалась поступать точно так же. Она сумела пройти через все жизненные испытания и остаться человеком!
У меня было много хороших минут, проведённых в общении с Зоей Николаевной. Для меня она всегда была и будет животворящим источником, светлым воспоминанием, сердечным теплом, а самое главное – учителем жизни.
Е. В. ЗЫРЯНОВА.
с. Малый Бащелак.
Добрый человек
Я познакомилась с Зоей Николаевной в 1970 году, когда началась моя трудовая жизнь в Малобащелакской школе. Нас, молодых преподавателей, она вводила в профессию учителя. На её уроках, продуманных до мелочей, класс с первой минуты включался в работу, и мы у неё учились всему, даже самым неприметным мелочам нашей профессии.
Её ученики хорошо знали химию, и всегда оправдывали свои знания при поступлении в учебные заведения.
Когда Зоя Николаевна посещала наши уроки, всегда давала дельные советы, которые как нельзя кстати приходились в той или иной ситуации.
Помню, когда в школу приезжала комиссия, то именно она давала открытые уроки и внеклассные мероприятия, которые проходили всегда интересно, и это оценивали специалисты.
Зою Николаевну нельзя было представить вне школы. Во время нашей последней встречи она сказала:
- Мне кажется, если я уйду из школы, то умру.
И действительно, пока могла, она была в школе и жила ею. А школа, коллеги, ученики платили ей взамен уважением и благодарностью.
Вспоминается один из школьных вечеров встречи. Выпускники разных поколений вспоминали школу и обязательно Зою Николаевну в ней. Все как будто сговорились.
В. Е. ДУНАЕВА.
с. Чарышское.
Верный друг
Зоя Николаевна начала свою педагогическую деятельность в Чарышской школе ещё в 1959 году. Там работала до замужества и переезда в Малый Бащелак.
Моё знакомство с Зоей Николаевной Бадулиной произошло в 1960 году, когда я пришла работать в Чарышскую школу по направлению райкома комсомола на должность старшей пионервожатой.
Школы района в те годы не были укомплектованы соответствующими кадрами. И так уж получилось, что мне агроному, не было места по специальности. В школе некому было преподавать биологию, и в 1961 году я стала учителем по этому предмету. Хотя и была подготовка по биологии, но методики преподавания – никакой. Вот за эту нелёгкую работу взялись молодые тогда ещё Зоя Николаевна Бадулина и Зинаида Дмитриевна Рудак.
Они помогали мне составлять планы уроков, учили, как оценивать знания учеников, как стоять, как ходить в классе, как разговаривать. Для них это были простые истины, а для меня в то время это казалось самым трудным в жизни. Словом, помогали во всём разбираться до мелочей.
Я решила стать учителем. По совету Зои Николаевны поступила в Горно-Алтайский педагогический институт на агро-химико-биологический факультет.
Зою Николаевну вспоминаю с благодарностью. Мы всегда оставались с ней добрыми друзьями до самого её последнего дня. Вместе работали, вели химию и биологию, работали в методобъединении, приводили детей на олимпиады, участвовали в конференциях.
Её ученики всегда были готовы к олимпиадам и занимали не последние места, не раз становились победителями.
Зоя Николаевна была строгим, но справедливым, добрым учителем. Добрым, но не добреньким. Она не думала о сиюминутном успехе, была принципиальна в оценке знаний детей, и это дало возможность многим из них получить настоящие знания, уметь работать, добиваясь хорошего результата.
Была и благодарность, она приходила, когда дети, получив хорошие знания, могли применить их в жизни.
Зоя Николаевна ещё была прекрасным другом. Мы часто встречались с ней в семейной обстановке. Каждый раз, когда ей приходилось бывать в райцентре, она приходила ко мне в гости, и я всегда была рада её приходу. Мы делились радостью и горем, вместе пытались решать наши проблемы, помогая друг другу.
Л.И.ТАРСКИХ.
с. Чарышское.
Надёжный коллега
За годы своей жизни я пришел к выводу, что учителем нельзя стать, учителем нужно родиться. Нельзя научиться любить детей, отдавать всего себя ответственному делу, если это не заложено от природы. Именно таким учителем была Зоя Николаевна.
С ней я познакомился в 1964 году в городе Барнауле. Она была учительницей моей будущей жены. Меня, студента первого курса института, удивило, что Зою Николаевну очень интересуют успехи в учебе Валентины, и этот интерес был искренним, от души.
В 1967 году мы стали вместе работать в большом, более 40 человек, педагогическом коллективе Малобащелакской школы. Я многого ещё не знал и не умел. Директор школы И. И. Воробьев посоветовал мне посещать уроки опытных учителей, а особенно Зои Николаевны. Вот тогда-то я ощутил её талант. Мне понравилась её манера общения с детьми: с одной стороны строгость, а с другой - мягкость и уравновешенность. Как бы исподволь воспитывала она в учениках те же качества. И это не пустые слова, ведь огромное количество её учеников избрали стезю учителя и стали хорошими специалистами.
Её рабочий день не ограничивался какими-то временными рамками, хотя уроки её проходили в первую смену, она находилась в школе весь день: готовилась к следующим урокам, подбирала, а иногда и ремонтировала наглядные пособия, выпускала вместе с детьми стенгазеты, оформляла различные выставки. Её трудолюбию и выносливости, казалось, не было предела.
За долгие годы работы Зоя Николаевна накопила и собрала огромное количество разработок, материалов из газет и журналов, все к ней обращались за помощью, как в информационный центр.
Таких людей, полностью преданных своему делу, я встречал не так уж часто. Память о Зое Николаевне будет длиться очень долго. Ведь через её добрые руки прошла не одна сотня учеников, вспоминающих её с огромной благодарностью. Человек жив до тех пор, пока его помнят.
В. К. КЕЙЛЬ.
с. Малый Бащелак.
Не просто быть любящей
и строгой
В своем письме хочу поделиться воспоминаниями о замечательном и очень дорогом для меня человеке - о моей маме Зое Николаевне Акимовой. Она ушла из жизни много лет назад, но, я уверен, что это имя помнят в Чарышском районе и, надеюсь, будут помнить еще очень долго.
Мама прожила трудную, плодотворную жизнь. Как все, голодала в своем военном детстве, своим трудом помогала матери и брату, ведь отец был убит на фронте. Но, несмотря на житейские невзгоды, девочка Зоя мечтала стать учительницей. И не просто мечтала, а шаг за шагом упорно добивалась осуществления заветного желания.
Закончив Горно-Алтайский педагогический институт в 1959 году, уже учителем она вернулась в стены школы. Сначала обучала детей химии в Чарышской, затем в Малобащелакской школах. Была строга, но справедлива, всегда добра и внимательна к детям. Работая с душой, она непременно помогала слабым ученикам. Все поколения ее учеников, насколько я знаю, при поступлении в вузы сдавали химию только на хорошие оценки.
Помню, как особенно требовательна она была по отношению ко мне, своему старшему сыну. По ее мнению, я должен был знать химию наизусть, чтобы в классе она могла в любой момент опереться на меня. Из всех предметов химия для меня значила особенно много. Видимо, потому что мама всегда готовилась к урокам дома: разрабатывала новые планы, опыты. На все мои вопросы любопытного ребенка она всегда давала полные и понятные ответы.
О необыкновенно трепетном отношении к своему делу говорит такой пример. В седьмом или восьмом классе после написания контрольной работы по химии я получил четверку, а девчонки, которые кое-что списали у меня - по пятёрке. Одноклассниц такой результат просто поразил, и они обратились к маме с просьбой исправить ситуацию. Рассказав все как на духу, девочки упрекнули учительницу в занижении мне оценки. Зоя Николаевна исправила отметки, но ... не мне, а им.
Этот случай я вспомнил вовсе не от обиды на маму, а потому что понимаю теперь, как ей было трудно соблюдать равновесие справедливости между своими детьми и другими учениками, и насколько тяжело любящей матери одновременно быть требовательным учителем. Да и не только ей, наверное, всем отцам и матерям, выбравшим эту профессию.
Сейчас, будучи взрослым человеком, я отчетливо понимаю, какой великодушной женщиной была моя мама, ведь ей приходилось отдавать свою любовь не только нам, четверым ее детям и мужу, но и другим детям, ее ученикам. Тепло и свет своей души она несла и в другие семьи, делая этот мир чуточку добрее и умнее.
Д. АКИМОВ.
с. Малый Бащелак, г. Барнаул.
Мне с мамой сильно повезло
Нашей мамы уже нет с нами. Я до сих пор жду, когда откроется дверь и войдёт та умная, добрая, веселая, красивая, ласковая, единственная, нежная и неповторимая - моя мама.
Мама любила школу, своё дело, детей. Школа была её вторым домом - домом радости и счастья. На работу она не просто шла - она бежала.
Уроки химии для меня и других были самыми интересными, увлекательными, познавательными. Мама, как волшебница на каждом уроке раскрывала перед нами таинства неизвестных веществ. Виртуозно демонстрировала химические опыты. Очень конкретно, умело ставила перед нами вопросы и помогала нам объяснять значимость опытов и, естественно, явлений природы.
Уроки мама вела нестандартно. От двери она могла начать урок с решения задач, вызвав к доске двух-трех человек, но из поля зрения она не упускала ни одного ученика, слабо воспринимающего её предмет, более сильным давала индивидуальное задание, а слабым отводила большую часть урока.
Времени, отведенного на урок, ей частенько не хватало, она была очень увлеченным педагогом. Потребностью её души было рассказывать нам и требовать от нас столько, сколько она знала, поэтому она предлагала много самостоятельно работать.
Заостряла внимание на составлении кроссвордов, ребусов, викторин. Часто мы писали рефераты, делали стенгазеты, проводили потрясающие КВНы, химические вечера.
Святым делом для мамы было ежегодное проведение недели химии, в которой мы с удовольствием участвовали. Самые интересные уроки были связаны с лабораторными работами. Мы проводили много опытов, где нам предоставлялась возможность "колдовать" самостоятельно.
...Наступал вечер. Школа пустела. Огни гасли, и лишь в одном кабинете свет горел допоздна. Этот огонёк был виден из нашего дома. Я быстро собиралась и шла встречать маму.
Увидев меня, она радостно улыбалась и мы, счастливыми, возвращались домой.
Самым неожиданным для мамы было вести уроки музыки в моём классе. Она не имела музыкального образования, не имела навыка игры на музыкальных инструментах, но музыку чувствовала душой.
Разбиралась не только в фольклорно-народной, патриотической, но и в классической музыке. Одна из любимых её песен – "День Победы". И это не случайно - она пережила время военного лихолетья.
Классная жизнь наша была интересной, занимательной, познавательной. Очень необычно у нас проводились классные часы, так как классный руководитель, моя мама умело руководила нами. Для нас её слово было законом, поэтому мы были первыми в делах школы. И оказались последним её выпускным классом.
Я благодарна судьбе, что у меня такая прекрасная и мудрая мама.
Н. АКИМОВА.
г. Барнаул.
За многолетний добросовестный труд Зое Николаевне Акимовой присвоено звание "Отличник народного образования", "Старший учитель", "Учитель высшей категории".
По стопам матери пошла Светлана Леонидовна Марьина (Акимова), одна из дочерей, выбрав стезю педагога. Вот уже 35 лет она учит детей химии и биологии, из них 27 лет в школе Малого Бащелака.
Продолжила династию учителей и дочь Светланы Леонидовны – Ксения.
Работая над этим материалом, изучая страницы истории этой удивительной семьи, не перестаёшь удивляться, насколько они верны своим принципам, идеалам, однажды выбранному делу. Как бережно хранятся и передаются в этой семье любовь и уважение к своим корням, традициям.
Добрая память этого рода — самое ценное наследство. Именно память дает воодушевление и силу жизни тем, кто продолжает этот род.