Среди снежного убранства возвышается Маякская школа. Старое здание этого учебного заведения ненароком бросается в глаза, но недавно установленные пластиковые окна придают школе надлежащий вид.
Как говорится: "с лица воды не пить", больше нас интересовало то, что происходит в самом учебном заведении: образовательный процесс, первоочередные задачи и проблемы. Встретила редакцию директор школы, доброжелательная и приветливая Юлия Викторовна, немного чувствовалось волнение с её стороны, ведь сельские школы, и Маякская в том числе, испытывают много проблем.
Сегодня перед директорами школ ставят трудные задачи и возлагают большую ответственность не только перед сотрудниками образовательного учреждения, но и перед детьми, родителями и обществом.
- Юлия Викторовна, что на сегодняшний день представляет собой ваша школа?
- В школе получают знания восемьдесят шесть учащихся, в том числе ребята, которые проживают в интернате, это школьники из сел: Сосновка и Чайное, а также учащиеся, для которых организован ежедневный подвоз из села Красные Орлы. Проблема заключается в том, что четыре педагога у нас так же приезжают из других сел. Ежедневно из Красных Орлов приезжает учитель английского языка, из Маралихи - учитель русского языка, из Малого Бащелака - преподаватель физики и информатики, из Красного Партизана - учитель физической культуры. На сегодняшний день у нас свободных вакансий нет, но и говорить о том, что в этом плане всё хорошо, тоже не стоит. Средний возраст преподавателей в школе около пятидесяти лет. Много работает пенсионеров, которые в любой момент могут уйти.
- Насколько квалифицированы преподаватели школы и есть ли молодые специалисты?
- Молодые специалисты есть. В этом году закончила среднее специальное учебное заведение учитель начальных классов Алеся Харламова. В декретном отпуске находится молодой учитель начальных классов Ирина Бобринская, сейчас за неё трудится Татьяна Бубнова, также молодой специалист, прошедший курсовую переподготовку по специальности - учитель начальных классов. Печально осознавать, что профессия учителя, особенно в сельской школе, не востребована у выпускников. Беседуя со старшеклассниками и выпускниками, становится ясно, что ребята не желают поступать на эту специальность, мотивируя это сложной работой с детьми и большой ответственность.
Что касается квалификации учителей, то шесть педагогов имеют высшее образование и пять - среднее специальное. Всего в школе одиннадцать преподавателей, включая меня, я преподаю математику. Три педагога работают в малых селах.
- Какие, по вашему мнению, плюсы и минусы новой системы образования?
- Последние несколько лет в сфере среднего образования происходят значительные изменения, которые порождают множество вопросов не только со стороны населения, но и у профильных специалистов. Хорошо то, что новая система образования подразумевает более тесное сотрудничество школы с её учениками и родителями, прозрачность успеваемости, посредством появления электронных дневников. С положительной стороны можно оценить переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей, раскрывающей творческие способности личности. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной личности, способной ценить себя и уважать других. Но для сельских школ поставленные задачи реализовать сложно из-за низкого технического оснащения образовательного учреждения.
В 2011 году нас обеспечили компьютерами и всей необходимой техникой. За это время база устарела, необходимо новое оборудование. Есть проблемы и с выходом в интернет. Сами понимаете, в современном мире на этом всё построено. Большая ответственность возложена на педагогов, значительно увеличилась нагрузка и на детей. Но, этого и требует современность. Хотелось бы идти в ногу со временем и использовать всевозможные ресурсы. К сожалению, не во всех сельских школах есть такая возможность.
- Юлия Викторовна, как у вас с успеваемостью в школе?
- На самом деле больной вопрос для нас, так как успеваемость оставляет желать лучшего. В конце ноября прошло общешкольное родительское собрание, целью которого было проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся. Совместно с родителями был выработан алгоритм дальнейшей совместной работы по повышению качества знаний. По приглашению на родительском собрании выступили представители центра занятости и социальной защиты населения. Заведующий филиалом краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Комплексный центр социального обслуживания населения Усть-Калманского района" Ольга Рассказова ознакомила родителей с формами и методами решения возникающих проблем с детьми.
- Как вы считаете, с чем связана такая успеваемость?
- Не хотелось бы никого обижать, но все-таки, главная причина, по моему мнению, это уровень образования самих родителей, которые не прививают детям желание стремиться, получать знания, хорошие оценки, да что там говорить, зачастую и домашнее задание попросту не выполняют. Понимание того, что ребенок должен закреплять знания дома, что с ним нужно заниматься, у большинства родителей отсутствует. Ведь, действительно, сейчас система образования построена на тесной работе учителей, учеников и родителей. Об этом мы говорили на собрании, и периодически работа в этом направлении с родителями ведется, но, как показывает практика, мало что меняется. Большинство родителей считают, что отдали ребенка в школу и сняли с себя груз ответственности за его образование.
Например, в начальной школе дети плохо читают. Как сами понимаете, нарабатывать технику возможно только дома. Переходя в среднее звено, на учеников возлагается большая нагрузка, добавляются предметы, учебная деятельность строится на проектах, работе в группах, ребенок должен уже ставить цели, формулировать тему урока, а многие еще плохо читают. Поэтому роль родителей в образовательном процессе не менее важна, чем у педагогов.
- Какие предметы выпускники выбирают для сдачи экзаменов и куда поступают?
- Для сдачи экзаменов в 9 классе традиционно ребята выбирают биологию и географию. В 11 классе два года подряд ученики сдают только обязательные предметы, то есть русский язык и математику. Обусловлено это тем, что в средние специальные учебные заведения можно поступить по аттестату.
Выпускники 2018 года учатся в Павловском техникуме, по специальностям, необходимым в сельской местности: ветврач, зоотехник. Выпускники этого года выбрали для себя медицину, бухгалтерию, техническую специальность. На сегодняшний день ученики 9 класса уже определились с выбором экзаменов. Учителя-предметники, согласно расписанию, проводят консультации.
- Что можете рассказать о культурной жизни школы?
- Проводятся общешкольные мероприятия в соответствии с планом воспитательной работы на учебный год. Классные руководители очень ответственно относятся к подготовке и проведению мероприятий и поэтому проходят они, я бы сказала, на высоком уровне. Вот и сейчас уже в полную силу началась подготовка к Новому году. Объявлен конкурс новогодних газет среди классов. Петь и танцевать, читать стихи - это у нас хорошо получается. Вот только на районный уровень выходим редко. Но я обещаю, что исправимся.
- Давайте поговорим о ремонте в школе. Что сделано, какие первоочередные задачи?
- Как вы уже обратили внимание, у нас новые окна. Для школы это большое событие, с ними в школе стало светлее, уютнее и теплее. Наша давняя мечта воплотилась в реальность благодаря участию в краевой адресной инвестиционной программе. В нее включили Березовскую, Тулатинскую и нашу школы. Вся процедура подготовки документации началась с декабря 2018 года, а летом нам сообщили, что Березовская и Тулатинская школы прошли, а мы так сказать, остались за бортом. Скорее всего, это было связано с малокомплектностью школы. Конечно, расстроились и уже смирились с новостью, но глава района Александр Ездин сказал, что будем биться до победного, и в итоге победили.
Пользуясь случаем, коллектив школы, родительская общественность и учащиеся выражают огромную благодарность Александру Васильевичу Ездину, Сергею Ивановичу Хохлову, Дарье Александровне Ворогушиной за помощь, понимание и поддержку в деле укрепления материально-технической базы образовательного учреждения.
Конечно, окна эта была не единственная наша проблема. Сами видите, в каком состоянии само здание, ведь ему уже более пятидесяти лет. В плачевном состоянии у нас крыша, потолок. Если заглянуть туда, то там свободного места практически нет, всё в емкостях для воды. С дождями образуются новые течи.
Хотелось бы заменить и школьную мебель, за этими партами ещё я училась.
- Юлия Викторовна, как вы вошли в отопительный сезон, обеспечены ли топливом?
- У нас своя котельная. В августе этого года заменили один из котлов, за что тоже спасибо Администрации района, но хотелось бы и замены теплотрассы. Трубы изношены, буквально перед снегами образовалась утечка, и не факт, что она будет единственной, впереди еще целый отопительный сезон. Что касается обеспечения топливом, то можно сказать, что топимся "с колес". Температура в школе соответствует нормам и требованиям.
- Что для вас значит школа?
- Для каждого из нас школа ассоциируется с чем-то своим, чем-то особенным. Школа - это не просто здание, это наш второй дом, ведь тут мы проводим большую часть жизни. Это мир, в котором мы живём, это место, ставшее родным, своим. Огромное спасибо педагогическому коллективу и обслуживающему персоналу нашей школы за понимание, поддержку, помощь. Вместе - мы сила!