Получить водительские права в Архаре можно только в местном отделении ДОСААФ России г. Райчихинска. Уже на протяжении 50 лет эта организация обучает азам вождения жителей района. Сегодня штат отделения семь человек - заведующая хозяйством Тамара Пашкина, мастера Валерий Ван-чансин и Максим Шамбин, уборщица, кочегары. Преподаватель работает на договорной основе.
- До 2015 года мы были самостоятельной организацией, а потом нас присоединили к Райчихинску. Тогда я была главным бухгалтером. В 2014 году изменились требования к оформлению автодрома - площадку нужно было асфальтировать. Весь этот год мы не работали. Финансов, конечно, не было. Средства выделило московское отделение с условием возврата. Ещё два года мы работали на выживание, возвращали долг. Было трудно, но смогли сохранить организацию, - вспоминает Тамара Петровна Пашкина, которая трудится в архаринском ДОСААФе 26 лет. - После того как заасфальтировали автодром, пришлось установить ворота, чтобы посторонние не заезжали на участок. Там нанесена разметка, установлены фишки.
В местном отделении обучают водителей транспортных средств только категории "В". За год здесь набирают три группы по 25 человек. Курс длится четыре месяца, за это время будущие водители должны пройти 134 часа теоретического материала и 56 часов вождения.
- Большее количество мы не можем обучать, всё регламентировано. Если увеличивать число обучающихся, нужно вносить изменения в лицензию, приобретать автомобиль и искать инструктора, - продолжает Тамара Петровна. - В автопарке три автомобиля "Жигули" на механической коробке передач. Когда на двух машинах проводят вождение, одна должна быть в запасе. Приобрести дополнительный автомобиль мы не можем. Средств от обучения хватает только на оплату труда и налогов, на приобретение угля для собственной котельной и отчисления в областное и московское отделения.
Раньше здесь обучали на категорию "С", но, чтобы вновь её открыть, необходимо дополнительно заасфальтировать дорожный участок автодрома и приобрести ещё один грузовой автомобиль (в автопарке есть один ЗИЛ). Учебные машины часто ломаются, приходится приобретать запчасти.
- Если у транспортного средства один хозяин, то и машина ломается реже. А у нас за руль садятся неопытные водители, бывало, ручники вырывали, одна женщина, раньше она на тракторе ездила, рычаг скоростей сломала. Случалось, что в мелкие ДТП попадали. Один раз машина на перекрестке при развороте заглохла, и её зацепил проезжающий мимо грузовик. В другом случае ученик перепутал педали и нажал на газ, - делится мастер Валерий Григорьевич Ван-чансин. Работает он инструктором уже 18 лет. Этот опытнейший водитель с 49-летним стажем является ветераном труда. Под его чутким руководством не одна сотня жителей прошла обучение вождению.
Учебно-материальная база отделения оснащена в соответствии с современными требованиями к учебному процессу. Обучение проводится в трех кабинетах. В одном ученики отрабатывают навыки оказания первой медицинской помощи на манекенах, в другом установлен проектор для изучения ПДД, демонстрируются наглядные пособия, в третьем находятся компьютеры, где будущие водители учат и сдают экзаменационные билеты. Только сдав внутренний экзамен, обучающийся допускается к экзаменам в ГИБДД, потом к вождению сначала на автодроме, а после по дорогам посёлка.
Как отметили мои собеседники, всё чаще в автошколу приходят девушки, женщины.
- Сейчас группа набралась, в которой самой старшей ученице 55 лет, самому младшему - 16 лет. Есть учащиеся 11 классов поселковых школ, среди которых девушки, - отмечает Тамара Петровна. - Проводим обучение с 16 лет, но забрать права можно лишь в 18.
- Женщины садятся за руль, чтобы быть более свободными, независимыми. Где-то самой, не дожидаясь супруга, съездить в магазин, на природу, забрать ребенка из детского сада, школы. Главное при вождении соблюдать правила и не отвлекаться, особенно на телефон, который зачастую становится причиной аварий. Наша ученица, проездив всего 3-4 месяца, за рулем отвлеклась на телефонный звонок, машину на гравийной дороге занесло и вынесло в кювет. Недавно авария в центре поселка произошла, за рулём одного ТС была молодая автоледи. Мы с учениками разбираем каждый случай, чтобы в будущем они не совершали ошибок, - говорит Валерий Григорьевич. - Тяжелее обучать людей старшего возраста. Была у нас одна 62-летняя ученица, так она два года не могла сдать экзамен, но в итоге всё же получила права. Приходится подстраиваться под работающих людей и мам с маленькими детьми, заранее составлять график обучения. Люди все разные, и надо быть психологом, иногда иметь большое терпение. Грубость и крик - это способы "обучения" неграмотных преподавателей. Ведь главное научить человека уверенно и свободно чувствовать себя за рулем, без страха перемещаться, следуя всем правилам дорожного движения.
Автомобилисты бывают разные - новички, любители, водители, работающие на грузовом транспорте или осуществляющие пассажироперевозки. Главное, чтобы каждый соблюдал правила дорожного движения и уважал других участников движения.